Цветовая модель rgb и цветовая модель cmyk: доступное руководство

И зачем мне это знать?

Вот несколько практических примеров: 

  • Зная о природе CMYK, вы всегда будете понимать, что вы не сможете напечатать на принтере суперяркие цвета. То, что на экране выглядит броско и вырвиглазно, на бумаге будет темнее и спокойнее. А если бумага не идеально белая — то ещё темнее. 
  • Готовя документы на печать, вы сразу сделаете их в модели CMYK и сможете проверить, не будет ли принтер подмешивать в ваши чёрные буквы какие-то дополнительные цвета.
  • А если нужно будет перегнать печатный макет в веб, вы будете понимать, что у вас есть запас по яркости и насыщенности. 

Текст:

Михаил Полянин

Редактура:

Максим Ильяхов

Художник:

Даня Берковский

Корректор:

Ирина Михеева

Вёрстка:

Мария Дронова

Соцсети:

Олег Вешкурцев

Яркость красок в CMYK

Чтобы вы не видели на своем мониторе, вариант на печати будет неизменно серее и темнее. Это неизбежный процесс, связанный с различием отображения цвета на мониторе и на бумаге. Цвета на экране светятся, а краски на бумаге отображаются через отражение света. Яркость краски зависит от степени освещения. Всем понятно, что чем светлее в комнате, тем и бумажную печать видно лучше. Если говорить об упаковках, то чаще всего печатную продукцию заворачивают пластик. Пластиковые обертки глянцевые и при попадании света дают блики. И, конечно, снижают видимость печати еще на 10-20%

Зная заранее о таком свойстве отображения цвета, вам стоит сделать дизайн намеренно ярче, учитывая то, что в реальности он будет выглядеть темнее. Если у вас полутемная комната, в дизайне полутона, едва проглядывающие сквозь мрак элементы, будьте готовы к тому, что на печати вы получите ровный черный цвет. А все детали, видимые на мониторе, на печати просто пропадут. Кроме того цвет на печати неизменно потеряет в насыщенности и яркости. В настройках цвета в Фотошопе вы можете заранее эти огрехи учесть, выставив 10-20% потери насыщенности.

Чтобы углубиться в изучение различий цвета прочитайте статьи Каналы RGB и Режим CMYK.

Зачем нужен CMYK?

Современный экран может произвести практически любой цвет. А принтер, заряженный голубой, пурпурной, желтой и черной краской – нет. А теперь представьте, мы создаем макет обложки книги и используем совершенно любые цвета. Например, выбираем яркий красный цвет, салатовый, кислотный оранжевый. Что же получается, когда шедевр уходит в печать? Принтер сталкивается с цветами, которые он не может получить, путем смешивания CMYK. Результат оказывается непредсказуемый, и на выходе мы получим не то, что сотворили на экране.

Поэтому на помощь приходит цветовая модель CMYK. Эта цветовая модель имитирует возможности принтера, но на мониторе. Цвета выглядят примерно так же, как они будут выглядеть при печати, поэтому работа в цветовой модели CMYK требует привязки к цветовому профилю принтера. Мы работаем только с теми цветами, которые доступны в данной цветовой модели. Таким образом, на мониторе мы верстаем и окрашиваем обложку книги будучи уверенными, что именно так она и будет выглядеть на печати.

Надо понимать, что работая с графикой, мы в любом случае создаем её в какой-либо модели цвета. Даже если мы не знаем в какой. В программах векторной графики и верстки,  таких как Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Corel Draw или Quark Express по умолчанию выставлена CMYK. А в программах растровой графики, таких как Adobe Photoshop, Corel Paint Pro или Corel Painter, наоборот. Первые ориентированы на печать, а последние на веб. Поэтому прежде чем начать работать с графикой, убедитесь в какой цветовой модели вы её создаете и для каких задач.

Модели RGB (используемая для отображения цвета в мониторе) и CMYK связаны между собой. Создавать графику можно и в модели RGB, не забыв потом конвертировать работу в CMYK. Надо понимать, что взаимные переходы между моделями не происходят без потерь. Графика, созданная в модели RGB, при переходе в CMYK потеряет часть ярких цветов и станет тусклее.

Печать дополнительными красками

В связи с тем, что для воспроизведения очень ярких, «ядовитых» цветов цветового охвата CMYK недостаточно, в отдельных случаях используется печать CMYK + дополнительные (SPOT) краски. Дополнительные краски обычно называют Pantone, хотя это не совсем верно (каталог Pantone описывает все цвета, как входящие в CMYK, так и не содержащиеся в нем) — правильно называть такие цвета SPOT (плашечные), в отличие от смесевых, то есть CMYK.

Физически это означает, что вместо четырех печатных секций со стандартными CMYK-цветами используется большее их количество. Если печатных секций всего четыре, организовывается дополнительный прогон, при котором в уже готовое изделие впечатываются дополнительные цвета.

Существуют печатные машины с пятью печатными секциями, поэтому печать всех цветов происходит за один прогон, что, несомненно, улучшает качество приводки цвета в готовом изделии. В случае печати в 4 CMYK-секциях и дополнительным прогоном через печатную машину с плашечными красками цветосовпадение может страдать. Особенно это будет заметно на машинах с менее чем 4 печатными секциями — наверняка не раз вы видели рекламные листовки, где за края, к примеру, красивых ярко-красных букв может немного выступать желтая рамочка, которая есть ни что иное, как желтая краска из раскладки данного красивого красного цвета.

Как осуществляется печать при помощи модели CMYK[]

Поскольку при печати на многих устройствах (офсетная или шелкографская печатная машина, цветной лазерный принтер и т. д.) имеется возможность в каждой отдельной точке либо разместить слой краски строго заданной толщины, либо оставить неокрашенную подложку, то для воспроизведения полутонов изображение растрируется, то есть представляется в виде совокупности точек цветов C, M, Y и K, плотность размещения которых и определяет процент каждой краски. На расстоянии точки, расположенные близко друг к другу, сливаются, и создаётся ощущение, что цвета накладываются друг на друга. Глаз смешивает их и таким образом получает необходимый оттенок. Растрирование выделяют амплитудное (наиболее часто используемое, при котором количество точек неизменно, но различается их размер), частотное (изменяется количество точек, при одинаковом размере) и стохастическое, при котором не наблюдается регулярной структуры расположения точек.

В мире оптических иллюзий

Прежде чем выяснять, что такое CMYK, следует разобраться с природой такого чуда, как естественный свет. Мало кто задумывается о том, что цвета существуют только внутри системы, необходимыми компонентами которой являются зрители, освещение и предмет. На этом оптические чудеса не заканчиваются. Например, хотя чисто белый свет мы воспринимаем как бесцветный, он содержит все цвета спектра, видимого человеческим глазом. Именно его многокомпонентность придает предметам окраску. Когда белый свет достигает предмета, его поверхность вне зависимости от своих свойств, поглощает конкретные цвета. При этом остальные отражаются и создают у зрителя восприятие изображения, которое будет блеклым или ярким.

Аддитивные красители

Аддитивное смешивание цветов: добавление красного к зеленому дает желтый; добавление зеленого к синему дает голубой; добавление синего к красному дает пурпурный цвет; сложение всех трех основных цветов вместе дает белый цвет.

По часовой стрелке от верхней: красный , оранжевый , желтый , зеленовато , зеленый , весенний , голубой , лазурный , синий , фиолетовый , пурпурный , и розы

Чтобы сформировать цвет с помощью RGB, три световых луча (один красный, один зеленый и один синий) должны быть наложены друг на друга (например, за счет излучения черного экрана или отражения от белого экрана). Каждый из трех лучей называется компонентом этого цвета, и каждый из них может иметь произвольную интенсивность, от полностью выключенного до полностью включенного, в смеси.

Цветовая модель RGB является аддитивной в том смысле, что три световых луча складываются вместе, а их световые спектры добавляют длину волны к длине волны, чтобы получить окончательный цветовой спектр.Это по существу противоположно субтрактивной цветовой модели, особенно цветовой модели CMY , которая применяется к краскам, чернилам, красителям и другим веществам, цвет которых зависит от отражения света, под которым мы их видим. Благодаря своим свойствам эти три цвета создают белый цвет, что резко контрастирует с физическими цветами, такими как красители, которые при смешивании создают черный цвет.

Нулевая интенсивность для каждого компонента дает самый темный цвет (отсутствие света, считается черным ), а полная интенсивность каждого компонента дает белый цвет ; качество этого белого зависит от характера первичных источников света, но если они надлежащий образом сбалансированы, то результат будет нейтральное белым соответствием системы белой точки . Когда интенсивности для всех компонентов одинаковы, в результате получается оттенок серого, более темный или светлый в зависимости от интенсивности. Когда интенсивности различаются, результатом является окрашенный оттенок , более или менее насыщенный в зависимости от разницы между самой сильной и самой слабой интенсивностями используемых основных цветов.

Когда один из компонентов имеет самую высокую интенсивность, цвет является оттенком, близким к этому основному цвету (красный, зеленый или синий), а когда два компонента имеют одинаковую максимальную интенсивность, тогда цвет является оттенком. из вторичного цвета (оттенок голубого , пурпурного или желтого цвета ). Вторичный цвет образуется суммой двух основных цветов равной интенсивности: голубой — зеленый + синий, пурпурный — синий + красный и желтый — красный + зеленый. Каждый вторичный цвет является дополнением одного основного цвета: голубой дополняет красный, пурпурный — зеленый, а желтый — синий. Когда все основные цвета смешиваются с одинаковой интенсивностью, получается белый цвет.

Сама цветовая модель RGB не определяет колориметрически, что подразумевается под красным , зеленым и синим , и поэтому результаты их смешивания указываются не как абсолютные, а относительно основных цветов. Когда точные цветности красного, зеленого и синего основных цветов определены, цветовая модель становится абсолютным цветовым пространством , например sRGB или Adobe RGB ; см. цветовое пространство RGB для получения более подробной информации.

Стандартный набор красок

В стандартном случае полиграфическая печать осуществляется голубой, пурпурной, желтой и черной красками, что, собственно и составляет палитру CMYK. Макеты, подготовленные для печати, должны быть в этом пространстве, поскольку в процессе подготовки фотоформ растровый процессор однозначно трактует любой цвет как составляющую CMYK. Соответственно, RGB-рисунок, который на экране смотрится очень красиво и ярко, на конечной продукции будет выглядеть совсем не так, а, скорее, серым и бледным. Цветовой охват CMYK меньше, чем RGB, поэтому все изображения, подготавливаемые для полиграфической печати, требуют цветокоррекции и правильной конвертации в цветовой пространство CMYK!. В частности, если вы пользуетесь Adobe Photoshop для обработки растровых изображений, следует пользоваться командой Convert to Profile из меню Edit.

Что такое CMYK-печать

При печати на офсетной или шелкографской печатной машине, цветном лазерном принтере и т. д. есть возможность в каждой точке либо использовать слой краски конкретной толщины, либо оставить подложку чистой и не тронутой. Таким образом, для передачи полутонов изображение растрируется. Иными словами, его представляют в виде совокупности точек четырех цветов. Плотность их размещения определяет процент использования каждой из красок. На расстоянии от физического носителя (бумаги, пленки и пр.) точки, которые расположены близко друг к другу, сливаются, и глаз человека видит необходимый оттенок. Растрирование бывает:

  • амплитудное, когда количество точек постоянно, но различается их размер;
  • стохастическое, когда не существует регулярной структуры точек;
  • частотное, предполагающее сохранение размера при изменяющемся количестве точек.

Аббревиатура CMYK.

Три начальные буквы в названии модели соответствуют английским названиям цветов: Cyan (Циан), Magenta (Маджента), Yellow (Елоу), за ними, вместо прогнозируемой “B” (Black) идет “K”, а почему не “B”?

Существует много версий в отношении происхождения аббревиатуры CMYK, вот некоторые из них:

  1. По одному из предположений, “K” происходит от первой буквы “key plate” (ключевая пластина) — печатной формы для чёрной краски или “key color” (ключевой цвет); по другому, от последней буквы слова blacK, во избежание путаницы с Blue.
  2. Следующая версия гласит о немецком происхождении “K” от слова Kontur. Основывается на том, что развитие офсетной печати начала прошлого века в Германии и США происходило параллельно, с той разницей, что американские печатные машины (предназначались для печати журналов) были листовые.
  3. Многие источники приписывают авторство CMYK производителю красок компании Eagle Printing Ink Company. Да, в 1906 году Eagle Printing впервые продемонстрировала технику четырехкрасочной печати полутоновых изображений, но отнюдь не триадными красками.
  4. Существуют более “оригинальные” утверждения, что написание создано для удобства цветокорректоров, что бы нет путали синий с черным. И когда это было, и почему только цветокорректоров, а про печатников забыли, или ориентируемся только на цифровую эпоху? Хочется заметить, что аббревиатура CMYK в англоязычных странах появилась однозначно раньше компьютерной техники и соответственно такой периферии, как принтер. В других странах печатные формы в основном маркировались на родном языке, так, в частности в СССР использовали названия красный, желтый, синий, черный.

Как видим основной аргумент заключается в том, что синий цвет (обозначенный буквой «В») также используется в процессе на ряду с черным (Black), поэтому для идентификации цвета одно из значений необходимо было заменить. Но в CMYK нет Blue, а есть “Cyan”, зато есть в RYB и вероятнее всего именно данная модель является причиной замены.

От RYB к CMYK.

В начале XVIII-го века немецкий гравер французского происхождения Джейкоб Кристоф Ле Блон разработал технику полутоновой печати изображений на основе популярной в изобразительном искусстве того времени цветовой модели RYB. Сам процесс был весьма трудоемким, наиболее затратная по времени часть работ — изготовление печатных форм: пластинам вначале предавали мелкую зернистость, затем каждое “зернышко”, которое не должны быть отпечатано, выравнивалось. Первые оттиски были сделаны в Лондоне в 1710 году с трех медных пластин желтой, синей и красными красками, позднее Ле Блон неоднократно добавлял в палитру четвертый, черный цвет (иллюстрация ниже).

В конце XIX — начале XX веков на машинах высокой печати на ряду с желтой и черной красками использовались синяя и красная, а не голубая и пурпурная, для которых пигменты были разработаны намного позже.

Оптическая иллюзия

Перед тем как пытаться разбираться в том, что такое CMYK, необходимо рассмотреть природу такого явления, как естественное освещение. Мало кому известно, что понятие цвета есть только в системе, элементами которой выступают различные поверхности, свет и наблюдатели. Однако, оптические обманы на этом еще не заканчиваются. Хотя наш глаз воспринимает белый свет как бесцветный, в нем содержатся все цвета, присутствующие в спектре. Окраска предметов получается именно за счет наличия множества компонентов. После того как белый свет достигает предметов, поверхность его вне зависимости от их характеристик начинает поглощать определенные цвета. Остальные при этом оказываются отраженными. В результате наблюдатель воспринимает изображение, как яркое или тусклое.

Цветовая модель CcMmYK

Цветовая модель CcMmYK представляет из себя шестицветную систему, применяемую в некотрых чернильных принтерах для оптимизации печати. Она удлиняет привычную нам CMYK ещё на два цвета – светло голубой  и светло пурпурный . Цветовая модель CcMmYK существенно сглаженнее обычной версии цветовой модели. По отдельности они именуются как Lc – светло голубой  и Lm – светло пурпурный .

Преимуществом использования светло голубой и светло пурпурной краски является устранение жестких полутоновых точек, которые появляются при печати светлых теней голубого и пурпурного цвета в конфигурации CMYK. Обычно, при печати темных цветов, принтер насыщает область цветными густыми точками. Но при печати светлых областей голубого и пурпурного принтер использует меньшее количество точек чернил для создания эффекта светлого цвета. В случае с желтой краской результат заметить достаточно трудно. Желтый сам по себе достаточно светлый, но голубые и пурпурные точки в редких случаях будут выделяться на белой бумаге из-за чрезмерного промежутка между ними.

Светло голубые и светло пурпурные чернила решают эту проблему. Принтер может красить светлые области светлыми красками, и эффекта точек, стоящих на большом расстоянии друг от друга не будет. Недостатком, увы, является то, что в случае использования модели CcMmYK, принтеру требуется в два раза больше светлых красок, что приводит к неравномерному распределению чернил. Конечный результат в любом случае оптимальнее.

Пожалуй, вот и все, что вам необходимо знать о CMYK.

Зачем нужен CMYK?

Современный экран может произвести практически любой цвет. А принтер, заряженный голубой, пурпурной, желтой и черной краской – нет. А теперь представьте, мы создаем макет обложки книги и используем совершенно любые цвета. Например, выбираем яркий красный цвет, салатовый, кислотный оранжевый. Что же получается, когда шедевр уходит в печать? Принтер сталкивается с цветами, которые он не может получить, путем смешивания CMYK. Результат оказывается непредсказуемый, и на выходе мы получим не то, что сотворили на экране.

Поэтому на помощь приходит цветовая модель CMYK. Эта цветовая модель имитирует возможности принтера, но на мониторе. Цвета выглядят примерно так же, как они будут выглядеть при печати, поэтому работа в цветовой модели CMYK требует привязки к цветовому профилю принтера. Мы работаем только с теми цветами, которые доступны в данной цветовой модели. Таким образом, на мониторе мы верстаем и окрашиваем обложку книги будучи уверенными, что именно так она и будет выглядеть на печати.

Надо понимать, что работая с графикой, мы в любом случае создаем её в какой-либо модели цвета. Даже если мы не знаем в какой. В программах векторной графики и верстки, таких как Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Corel Draw или Quark Express по умолчанию выставлена CMYK. А в программах растровой графики, таких как Adobe Photoshop, Corel Paint Pro или Corel Painter, наоборот. Первые ориентированы на печать, а последние на веб. Поэтому прежде чем начать работать с графикой, убедитесь в какой цветовой модели вы её создаете и для каких задач.

Модели RGB (используемая для отображения цвета в мониторе) и CMYK связаны между собой. Создавать графику можно и в модели RGB, не забыв потом конвертировать работу в CMYK. Надо понимать, что взаимные переходы между моделями не происходят без потерь. Графика, созданная в модели RGB, при переходе в CMYK потеряет часть ярких цветов и станет тусклее.

Распечатка полиграфии в домашних условиях, CMYK или RGB?

В мире домашней струйной печати присутствует некоторое непонимание цветовых схем CMYK и RGB. Многие фотолюбители не понимают, какую цветовую схему используют их цифровые камеры. Поэтому они часто озадачены при печати фотографий на струйных принтерах у себя дома. Фотолюбители отправляют фотографии на печать, смотрят на фото, и никак не могут понять, почему изображение на фото не соответствует изображению на мониторе.

Картриджи домашних принтеров состоят из пары CMY  и B . В моем непримечательном принтере Canon именно такой сдвоенный картридж. Печатая изображение с монитора, принтер использует краски CMYK. Просмотр изображения в цветовой модели RGB на мониторе, может не совпасть с тем, что вы получите на выходе принтера. Некоторые принтеры сразу просят перевести изображение в CMYK. Сделать это можно в программе Adobe Photoshop и не только.

Причина известна. Когда изображение переводится из RGB в CMYK, некоторые цвета теряются. Вы заметите значительные изменения в местах, где цвет особенно насыщен. Вы заметите, что некоторые цвета стали менее яркими. Поэтому посмотреть, что мы получим на выходе, до того, как мы это получим, никогда не помешает. С помощью графического редактора проблемные места можно выправить.

Но вам незачем волноваться.  Сегодня большинство принтеров печатают изображение прямо из схемы RGB. И перевод в CMYK может оказаться только лишним. Поэтому, для начала, вам стоит выяснить, какую цветовую схему поддерживает ваш принтер. В этом вам поможет программное обеспечение, которое приложено к принтеру. Если не предусмотрена опция перевода схемы RGB в CMYK, принтер, скорее всего, будет печатать из схемы RGB. Дорогие модели принтеров используют схему CMYK, так как не все пользователи знают, что существуют различия между цветовыми схемами. Однако самые последние модели струйных принтеров печатают непосредственно из схемы RGB, так как эта схема воспроизводит больше цветов по сравнению со схемой CMYK.

Самое важное, что нужно помнить – печатать лучше, используя схему RGB, если ваш принтер и программное обеспечение поддерживают её. Пусть программное обеспечение и принтер побеспокоятся за вас о том, как правильно напечатать цвета

Если вы имеете опыт корректировки цвета фотографий и хотите иметь больше контроля над цветом изображения, печатайте в CMYK. Таким образом, вы будете редактировать, и печатать изображение в цветовой схеме, которую использует ваш принтер. Вы также сможете увидеть пределы цветового спектра печати схемы CMYK на своём мониторе. Правильный подбор цветов RGB и CMYK отличается от подгонки принтера под цвета монитора. Вообще, это второй шаг на пути достижения лучшей цветности распечаток. А вот первым шагом в достижении отличной распечатки всё-таки остаётся понимание разницы между схемами RGB и CMYK.

Цветоделение.

Поэтому не стоит сильно переживать по поводу CMYK,распечатывая на домашнем принтере фотографию. CMYK актуален при оффсетной печати на профессиональных типографиях. Типографии разделяют изображение на специальные листы — голубого, пурпурного, желтого и черного цвета. «Накладывая» листы друг на друга выпечатывается изображение. Называется все это колдовство — цветоделением. Домашние же принтеры расчитаны на то, что пользователь — обычный человек, который ничего не смыслит в печатном деле. И никаких особенных специфических знаний от него не требуется.

Калибровка монитора

Начнем с начала. Одна из проблем с цветокоррекцией в CMYK и тусклыми образцами света может быть неправильно откалиброванный монитор. Или вернее сказать, не откалиброванный совсем. Сегодня на рынке царство дешевых TN матриц, калибровать которые можно поворотом вашей головы. Тем не менее даже в таких матрицах можно добиться минимально приемлемой цветопередачи. На изображении ниже вы не должны видеть цветные оттенки. Чем отчетливее вы их видите, тем сильнее вашему монитору требуется калибровка.

Калибровка монитора — тема большая и требует отдельного рассмотрения. Я лишь постараюсь дать общие рекомендации. У монитора должна быть правильно отображена гамма 2,2. Неправильно настроенная гамма дает вам неверное представление о полутонах. Например вам кажется, что вы выбрали белый цвет, а в реальности вы работаете с достаточно темными оттенками серого. Причина этого — пережженные яркостью оттенки и неправильно настроенная гамма.

В некоторых случаях монитор может иметь искаженный оттенок. К примеру белый цвет оттеняется легкой синевой. В других ситуациях белый цвет может превратиться в желтый. В таких ситуациях нужно настроить RGB кривые монитора. Значительно больше информации по калибровке монитора вы найдете в статье Калибровка монитора для фотографии. По моему опыту лишь в 5% ситуаций ошибка в цветокоррекции CMYK находится на уровне не откалиброванного монитора.

Профессиональные цветокорректоры, надо сказать, не считают допустимым термин «Калибровка монитора» в отношении дешевых TN матриц на бюджетных мониторах вообще. Если вы не разбираетесь в калибровке, у вас нет нужных программ, нет специального прибора для калибровки, лучшее что вы можете сделать это вернуться Дефолтным настройкам монитора.

Как расшифровывается CMYK?

В цветовой модели CMYK используется четыре цвета. Первые три названы по первой букве цвета и составляют CMY – Cyan , Magenta ,Yellow . В качестве четвертого цвета используется черный .

Встречается мнение, будто “K” выбрана по последней букве слова “black”. Черный не стали обозначать как “B” чтобы не спутать его с Blue. Согласно более вероятному варианту буква “K” обозначает – key color . В англоязычных странах термином key plate обозначается печатная форма для чёрной краски. Согласно третьему варианту сокращение “К” выросло из немецкого слова Kontur. А согласно четвертому от слова Kobalt (темно серый).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector