Остаться самоучкой, получив образование: как и где учиться делать комиксы

Трудности создания комиксов

Свободное время.Как правило, комиксы, как и любые персональные проекты, создаются в свободное от работы время, и этого времени постоянно не хватает. В моем случае, это всегда вечер после рабочего дня, но выходные я также стараюсь выжимать по максимуму.
Создание комиксов – времязатратное дело, и к этому нужно быть готовым. Либо набраться терпения, либо искать возможные способы для ускорения производства.

Вера в идею.У вас должна быть вера в свою идею и персонажей, даже когда вы работаете в вакууме, в изоляции от внешней обратной связи. Как я заметил ранее, я рисую только то, что мне нравится самому. Но для того, чтобы по настоящему вдохновиться на создание нового комикса, я должен сперва разработать дизайн главных персонажей и “костяк” идеи, это помогает мне визуализировать финальный результат.Я не могу начинать рисовать историю с абстрактной идеей и такими же персонажами. Такое мероприятие, в моем случае, было бы обречено на провал, развалившись еще в самом начале пути. По сути я создаю “питч” проекта, чтобы “продать” его самому себе. Такой вот трюк.Заодно, появляется возможность получить первую обратную связь и от своих друзей, что также может послужить дополнительной мотивацией. Это могут быть даже промо арты проекта, которые вы запостите в своих соц. сетях, чтобы заручиться дополнительной моральной поддержкой от окружающих.

Мотивация.
У вас должна быть очень сильная мотивация или намерение, чтобы закончить начатое. Я всегда рассматриваю свои проекты как готовые продукты, где комиксы это всего лишь первый шаг к их реализации. Ну и, конечно, свеже-распечатанный комикс с глянцевыми страницами собственной истории, благоухающий новой полиграфией, сам по себе является отличной мотивацией не бросать начатое на полпути.

Разница в качестве.Если вести работу над комиксом без спешки, то может получиться так, что качество первых страниц будет сильно отличаться от качества последних, что заставит вас вернуться в начало для необходимой доработки.

Уникальность идеи.
Всегда есть риск (и я столкнулся с этим лично), что пока вы работаете над своим проектом, кто-то другой может опередить вас с похожей идеей, и впоследствии вам не удастся избежать сравнения. Однажды у меня были готовы два выпуска комикса, на создание которых ушло 3 или 4 года, но до того как они увидели свет, на больших экранах вышел фильм, в котором до мелочей повторялись многие детали и сюжетные ходы. Этот проект отправился прямиком в ящик.Комикс назывался “Эрик”. История про жизненный путь мальчика в пост-апокалиптическом мире. Огромные монстры, эльфы-альбиносы, боевые мехи и отряды спецназа вооруженные до зубов… там было все, но потом вышел фильм “Аватар” Кэмерона. The end.Возможно, что сюжеты и не особо перекликались, но достаточно было того, что дизайн существ мехов казался на 90% идентичным. Такая вот история.

Все эти вопросы тесно переплетаются друг с другом, но главный вывод здесь – не стоит затягивать ваш проект.

Я все еще пытаюсь найти лучший для себя способ создания комиксов, но в то же время осознаю, что стили и подходы, в любом случае, будут отличаться от проекта к проекту. Для многих комикс-авторов визуальная часть не так важна, как сама история или диалоги, но я пытаюсь найти компромисс между первым и вторым. Можно сказать, что каждый новый комикс для меня эксперимент, в ходе которого стиль комикса может меняться даже внутри одной серии.

Обзор популярных программ для рисования

Программ для создания комиксов много. Есть и специализированные, и просто фоторедакторы. К самым используемым относятся:

  • Paint;
  • net;
  • Adobe Photoshop;
  • Comic Life;
  • CLIP STUDIO.

Paint

Самая доступная программа, поскольку есть на каждом ПК по умолчанию. Обладает базовым набором инструментов, позволяющих нарисовать простейший комикс: «Кисть», «Карандаш», «Ластик», «Заливка».

Для рисования надо выбрать «Создать» в пункте «Файл». Для рисования контура изображения потребуются «Кисть» или «Карандаш». Толщину линий каждого инструмента также можно выбрать. Для быстрого раскрашивания подходит «Заливка».

Цвет можно выбрать из готовой палитры либо выбрать свой оттенок (пункт «Определить цвет»). Правка возможна «Ластиком» либо через меню «Рисунок» (пункт «Очистить»).

В программе есть небольшой набор шрифтов.

Специальных инструментов для создания комиксов в этой программе нет. Поэтому придется обойтись штатным функционалом.

Adobe Photoshop

В этом популярном и функциональном фоторедакторе можно обработать свои фотографии и превратить ее в комикс. Нарисовать «рассказ в картинках» тоже возможно. Фотошоп обладает самым большим набором инструментов, фильтров и шрифтов. У этой программы только два минуса:

  • цена;
  • отсутствие возможности создать книгу из разрозненных страниц. Каждая из страниц будет сохраняться отдельным файлом.

Comic Life

Самая удобная и простая программа для создания комиксов. Здесь есть готовые шаблоны для оформления страниц, куда просто перетаскиваются готовые рисунки. Вариантов оформления достаточное количество.

Программа не бесплатная. Пробный период составляет 30 дней, после чего потребуется приобрести приложение. Есть версии и под Windows, и под Linux.

В этой программе создают и интересные презентации. Интерфейс вообще напоминает в некоторых моментах MS Power Point. Сначала выбирают шаблон оформления.

Затем в каждый блок шаблона добавляют фото или рисунок. Потом выбирается форма блока под реплики персонажей из более чем десятка образцов. Можно выбрать начертание шрифта и его цвет.

Звуковые эффекты станут приятным бонусом для создаваемых комиксов.

Как проработать композицию

Еще в первом эскизе Антон подметил, что пчелы как-то не динамично взлетали — он подумал, что они на чем-то подвешены. Этот комментарий натолкнул меня на мысль передать движение как-то по-другому — и я начала думать над линией полета.

Мне было важно сделать что-то динамичное — в нарративе пчелы резво устремляются на Фелицию, и хотелось передать эту энергию. Я сделала несколько скетчей и поняла, что самый лучший вариант — когда все сходится в центре композиции: пчелы, как пули, летят в Фелицию

Получился почти что водоворот, который затягивает зрителя в картинку:

Когда я прорабатывала нарратив, то провела аналогию с человеческим миром. Когда случается какое-то происшествие, сбегается толпа людей — абсолютно разных. Их очень интересно разглядывать: тут бабулечка, а тут — маленький ребенок, тут милиционер, а тут — медицинский работник.

Я шла по аналогии с этой ситуацией — только в мире насекомых. Раз случилась трагедия, тут тоже сбежались абсолютно разные персонажи — они все переживают. Получилась толпа: в ней и полиция, и медперсонал, и прохожие (жуки, пауки, кузнечики).

Мне хотелось, чтобы зритель стал прохожим из числа насекомых — и тоже эту трагедию наблюдал, но с позиции жучка. И то, что он находится как будто внизу, а все происходящее — «нависает», добавляет драматизма.

О любимых жанрах, авторах и героях

Евгений:

Фантастика и киберпанк — мои любимые жанры. За последние несколько лет я поработал над разными комиксами: рисовал постапокалиптический пельмени-вестерн «Фронтир» (по аналогии с итальянскими «спагетти-вестернами» — особый поджанр вестернов — Прим. ред.), биографический комикс «Лаки» о гангстере «Лаки Лучано», собственную киберпанк-историю vol 1 и научно-фантастический комикс «Сокол» про первого советского космонавта. Им я горжусь больше всего. Мы работали над ним вместе с моей женой Лерой и нашей общей подругой Ингой Канареевой в рамках конкурса «Новые герои Bubble».

Мне нравятся многие художники: Майк Миньола, Оливер Куапель, Грег Токкини, Шон Мерфи. Они поражают своим стилем, тем, как они работают со страницами, от композиции до отдельных штрихов в рисунке. Я люблю открывать в комиксах что-то новое. Сейчас читаю мангу Масамуне Сиро («Яблочное зернышко», «Призрак в доспехах»), Сатоси Кона («Опус», «Серафим 266613336 крыльев») и Кацухиро Отомо («Акира», «Дому»). Это очень крутые, легендарные авторы. А самые мои любимые герои — это Бэтмен, Хеллбой и Спаун. Мечтаю когда-нибудь поработать над кроссовером этих персонажей  

Григорий:

Из отечественных — это Даниил Кузьмичев и Алексей Горбут. Из зарубежных я топлю за Саймона Бисли, Джонена Васкеза, Берни Райтсона и Q Hayashida. Нравится их стиль.

Любимые тайтлы: Dorohedoro, Tales From the Crypt, Swamp Thing, TMNT, Hellblazer, Johnny the Homicidal Maniac.

Олег:

Комиксы — в первую очередь формат, один из множества способов рассказать историю. Если ты сценарист, то по сути не ограничен социальными факторами, особенно при современном доступе к информации

Важно вовремя понять разницу между жанром (как совокупность обстоятельств внутри сюжета, характеризующая историю) и сеттингом (пространством и временем, в котором происходит сюжет). Многие упускают этот момент и загоняют себя в рамки, которые не дают им разглядеть ошибки и начать расти

Если хочешь стать сценаристом, нужно много читать, постоянно упражняться, разбираться в психологии. Например, трансакционный анализ и теория игр Эрика Берна могут помочь с диалогами лучше любого учебника по драматургии, там хорошо разбирается поведение человека. Не стоит забывать и о художественности текста. Но в общем и целом — «делай то, что мог бы читать и перечитывать сам».

Стоит обращать внимание на авторов, ведь за ними стоят идеи, мысли, умения. У Тома Тейлора хорошая химия персонажей, у Замского — лучшая в России игра с культурным пространством, а Леша Хромогин способен сделать хорошую историю, даже не умея рисовать

У этих ребят можно поучиться — и не только у них! Интересно следить за личностями вроде Гранта Моррисона, чье творчество зиждется на оккультизме и теологии. Этот мужик воспринимает героев как современную мифологию, помню, как залпом прочел его «Superman All Stars», где он буквально написал свою версию нового завета с Суперменом. Под впечатлением я накатал свою первую серьезную статью, которую опубликовали в группе издательства Азбука. 

M0rket:

Столько разных стилей, задающих свою атмосферу для комикса, очень сложно выбрать какого-то одного художника. Думаю, я могу хотя бы выделить троих: Дэн Мора — очень характерный диджитал художник (рисует на компьютере, хотя и на бумаге очень хорош). Люблю угловатые формы в его рисунке. Первый раз о нем узнала, когда прочитала комикс «Клаус» от Гранта Моррисона.

Клэй Манн — безумно люблю этого художника. С анатомией он на ты, а от его мастерства композиции панелей и разворотов в комиксах захватывает дух. В «Кризисе героев» от Тома Кинга он показал настоящий мастер-класс.

Степан Шеич — хорватский художник комиксов, еще и их автор. Он хорошо рисует мимику персонажей, относится к тем художникам, которым не нужен колорист. Советую прочитать его комикс «Харлин» по DC.

Также обожаю Бэтмена и бэтсемью, в особенности Барбару Гордон и Джейсона Тодда. Люблю Зеленого фонаря, Человека-паука (Питер Паркер), Росомаху, Рафаэля (Черепашки-ниндзя) и по-особенному Трансформеров (у меня в детстве были горы игрушек и фигурок по ним).

Как выбрать формат

Все привыкли, что комикс — это серия картинок на одном или нескольких листах. Но на самом деле так выглядиттолько один из вариантов. Комиксом может быть и цельная иллюстрация, но с большим количеством деталей и каким-то активным действием.

Небольшой опыт рисования комиксов у меня уже был — я всегда делала их в классическом формате, с окошками. Чтобы не пугать себя чем-то экспериментальным, в этот раз я поначалу тоже выбрала такой подход. Сделала окошки диагональными, проработала эмоции в нескольких ракурсах:

Затем я сделала карманный эскиз, где сама Фелиция превратилась в муху — и я уже работала с ее эмоциями как насекомого. Но от этой идеи я отказалась как от слишком экстремальной.

Но что-то было не так

Я поняла: слишком много деталей, которые касаются эмоций Фелиции и перетягивают на себя внимание. В стихотворении много было про девушку и ее переживания, но про букашек не было ничего

Мне захотелось сконцентрироваться на насекомых — понять, что происходит с ними.

И тогда я решила отмести все лишнее — оставить одну батальную картинку. Это передавало суть нарратива точнее.

Прорисовывание фигур и лиц

Тем, кто задавался вопросом о том, как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, важно знать несколько моментов. Основное, о чем нельзя забывать: все детали в образе персонажей должны быть максимально одинаковыми

Когда рисование проходит вручную, часто не получается передать одного героя на нескольких картинках похожим на себя самого. Для этого рисунок должен быть максимально простым, не перегруженным деталями. Лица лучше рисовать схематично или в виде шаржей — с преувеличенным чертами. Таким образом, далее будет легче повторить изображение.

Чтобы нарисовать комикс человека, нужно учесть важнейший момент: для передачи каждой эмоции персонажа есть правильное изображение выражения его лица. Для этого стоит знать, какие схематические изображения частей лица соответствуют тем или иным эмоциям. Это основа знаний, перед тем как нарисовать комикс карандашом для начинающих. Поэтапно стоит потренироваться на одном и том же лице персонажа в изображении каждой детали. Ведь приподнятые брови, например, говорят не только об удивлении, но и о страхе. Здесь важен и разрез глаз, и форма рта.

Фигуру героя лучше изображать в динамичной позе, за выполнением какого-то действия, например. Поза также должна соответствовать испытываемым эмоциям или мыслям персонажа. Например, в задумчивом состоянии герой держится рукой за подбородок, а от недоверия к собеседнику складывает руки на груди.

Перед тем как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, нужно знать, что большое значение имеет ракурс, с которого потенциальный читатель будет видеть героев. Этот элемент очень влияет на восприятие происходящей ситуации и отношение к персонажам. Например, супергерой, изображенный в ракурсе снизу вверх, смотрится более величественно, чем если смотреть на него прямо. А больше сочувствия вызывает персонаж, на которого можно смотреть сверху.

Передача разговорной речи

  • В жизни мы часто сталкиваемся с матерными словами и выражениями. Стоит ли употреблять их в комиксе? Пожалуй, нет. Грань между виртуозным употреблением мата «ради искусства» и обыкновенной безвкусицей слишком тонка. Кроме того, существуют люди, которые в принципе не приемлют мат ни в каком виде, и вполне вероятно, ваша аудитория тоже включает таких личностей. Зачем их отталкивать? Ведь существует множество ругательных и даже неругательных, но по-настоящему ярких оборотов, которые передадут отношение вашего героя к происходящему или другому человеку лучше, чем мат.
  • С другой стороны, употребление чисто разговорных слов и междометий типа «сорри», «упс», «вау» в устах героев вполне допустимо. Правда, следите за тем, чтобы их было не слишком много. Используйте их только для создания определенного образа и/или передачи живой речи.

Вариант оформления мата (отрывок из комикса «Хоукай»)

Проекты

В данный момент я работаю над двумя персональными проектами: «Ваймы – Стражи Кадриорга» и «DawgHouz».

Первый проект скорее детский, второй больше ориентирован на ценителей хип-хоп культуры и рэпа. Темы, конечно, очень разные, но на самом деле, я рисую только то,  что сам хотел бы увидеть на полках магазинов комиксов. Так и получается, что одной рукой я рисую гномов, другой гангстеров.

Кстати говоря, мой предыдущий проект «Бо Плюшевый Гангстер» с рейтингом 18+, был издан в США и России. В русскоязычной версии он изобилует ненормативной лексикой в своих самых изощренных проявлениях. Так что проект получился достаточно неоднозначный, я бы не рекомендовал его к прочтению чувствительной публике и гражданам не достигшим 18 лет.

Ваймы

Это история о маленьких эльфах – ваймах, обитающих в парке Кадриорг в Таллинне, на берегу Балтийского моря. Главные герои: Неймо, Лейло, Тойво, Эрвин и Хедвиг никогда не сидят на месте, каждый день сталкиваясь с новыми приключениями и неожиданными открытиями.

В данном проекте моей целью было создание комикса, по духу напоминающего старые добрые сказки или мультсериалы 80-х, 90-х годов, которые были в меньшей степени пропитаны современной поп-культурой, и оставались в достаточной степени наивными.

Первый выпуск был издан в печатном виде, второй пока что только в цифровом, над третьим работа ведется в данный момент. По завершению я планирую выпустить TPB, подшивку из всех трех выпусков, также включающую бонус историю и небольшие, но приятные сюрпризы.

Dawghouz

Это история о трех псах ЭмСи и ДиДжее, которым приходится нелегко в мире, где Дворовые Коты взяли верх над собаками, сея вокруг криминал.

По воле случая, главным героям – Джи, Вульфу, Эшу, ДиБоуну и их подруге Асте, суждено стать настоящими супер-героями и восстановить порядок на улицах, очистив их от наркотиков, насилия и буллинга.

Основная фишка проекта – зарифмованные “‘рэп” диалоги, пронизывающие комикс с самой первой и до последней страницы. С текстом мне помогали рэп исполнители из США – Tre-Dot и Phace, за что я им сильно благодарен.

Завершение работы и рекомендации

Когда все эскизы готовы, стоит позаботиться о штриховке рисунков. Если уровень владения карандашом позволяет, можно оставить комикс графическим. Но даже в этом случае большое значение имеет использование теней, переходов оттенка для придания рисунку объема и реалистичности. Перед рисованием стоит запастись несколькими карандашами разной мягкости. Одним удобнее писать диалоги и обводить контур, другим — штриховать фон.

Комикс может быть цветным. Для штриховки подойдут любые удобные материалы: тушь, акварель, акрил, фломастеры. Контур можно обводить и ручкой. Важный момент — поле диалогов лучше оставить незакрашенным.

Комикс готов? Самое время поделиться им с потенциальными читателями. Что с ним делать в дальнейшем (дарить друзьям или отправлять в издательство) — дело личного характера

Но сегодня важно иметь и компьютерную версию своего произведения. Для этого комикс нужно отсканировать

Если его формат не позволяет уместить картинку полностью, сканировать лучше по частям. А потом соединять с помощью фотошопа на компьютере. Если комикс черно-белый, то при его обработке нужно помнить об опции «градация серого».

С помощью программ обработки фото в комиксе можно скорректировать погрешности, добавить фон или другой шрифт.

В целом, чтобы комикс получился удачным, нужно помнить о следующем:

  • идеи лучше черпать из жизни, писать о том, что знакомо;
  • тщательно изучать не только комиксы, но и постановки кадра в фильмах;
  • быть готовым к тому, что первый блин может выйти комом (в этом деле важна практика и только она);
  • тщательно проверять орфографию, если не хочется упасть лицом в грязь;
  • перед тем как нарисовать комикс, можно не только составить план и сделать его набросок, но и прописать полный сценарий, по которому разворачиваются действия;
  • если есть сомнения по поводу идеи, можно посоветоваться с близким человеком или следовать совету Кинга по написанию книг — представить своего Идеального Читателя и его реакцию на свое произведение.

О комикс-индустрии в России

Евгений:

Российская индустрия комиксов пока что в начале своего пути. Конечно, у нас уже есть свои рок-звезды среди авторов, художников, издателей, например, Ольга Лаврентьева, Глеб Мельников, Bubble Comics. Но в целом индустрия все еще нащупывает свой путь. Очень надеюсь, что она разовьется и превратится в такой же серьезный рынок, как на Западе. Перспективы есть, главное не бросать это дело. 

Люди, которые считают комиксы чем-то непонятным, детским, иногда встречаются. Когда человек видит что-то новое и не хочет это понимать, он просто высказывает негатив. Многие блогеры, библиотекари и сами авторы занимаются активным просвещением читателей. И комиксами начинает интересоваться не только условная «молодежь», но и люди старших поколений. Главное — помнить, что в комиксах, как и в другом искусстве, есть как «жвачка», так и серьезные произведения. И я рад, что люди начинают адекватно воспринимать «книжки с картинками». Я очень люблю печатные комиксы. Потрясающее ощущение: читать и разглядывать их на бумаге, особенно когда это большая книга с клевым рисунком. Например, работы Серджио Топпи — детализированные, проработанные, невероятно красивые. Такое удовольствие вглядываться в эти детали на бумажных страницах! Но цифра захватывает индустрию. Это естественный процесс: я и сам спокойно читаю комиксы в электронном формате (и «классику», и вебтуны). Главное — чтобы программа для чтения была удобная и хорошо работала на гаджетах. 

Григорий:

Состояние индустрии комиксов в России? Оно неустойчивое. Бывает пульс пропадает, но все легко поправимо, небольшой разряд электричества, пара-тройка заклинаний из Некрономикона, и как новенькая! А то, что у нее один глаз навыкате, так это ничего, мы ее и такой любим. На страницах наших изданий правят бал монстры, мутанты, маньяки, уроды, пришельцы, колдуны, забытые боги. Нам по душе зловоние канализации и спертый воздух древних крипт. В наших сердцах гремит панк-рок и черный металл. Мы не жалуем цивилов и ненавидим все, что видим. А наша публика состоит из упырей, сатанистов и маргиналов со вкусом. 

Олег:

Главные фанаты комиксов — сами авторы. На мероприятиях именно мы скупаем у друзей новые произведения и именно мы присутствуем на автограф-сессиях друг у друга. Но рано или поздно что-то даст сильный толчок, и у русского человека возрастет интерес к данному творчеству. 

M0rket: 

Я застала тот момент, когда Bubble выпускали еще только Игоря Грома, Бесобоя, Инока и Красную Фурию. Отечественные комиксы для меня тогда были чем-то совершенно новым и неизведанным, и популярность Игоря Грома только зарождалась. Сейчас же по нему уже снимают одноименный фильм, а линейки комиксов приумножились вместе с новыми персонажами. Аудитория растет, привлекают новых авторов со своими сюжетами. Это заметный прогресс в индустрии комиксов в России. Конечно, ситуация с коронавирусом сильно подорвала продажи, и многие серии комиксов сдвинули анонсы, как отечественные, так и западные. Так или иначе индустрия разрослась, и после ослабления карантина снова будет бить ключом.

Курсы

В первую очередь обратите внимание на мастер-классы и лектории на фестивалях комиксов. Новичкам они помогут познакомиться с азами, продолжающим самоучкам — отточить технику и проконсультироваться с профессионалами

Вариантов обучения достаточно и в сети. Например, англоязычные курсы на Coursera или русскоязычные MoonCourses, рассчитанные на уже рисующих художников с начальным или средним уровнем. Уроки подойдут тем, кто ищет новое применение своим навыкам.

Тем, кто живет в Москве и настроен серьезно, стоит обратить внимание на бакалавриат по направлению «Комикс» в Школе дизайна НИУ-ВШЭ, двухгодичную программу «Иллюстрация» Британской высшей школы дизайна, четырехмесячный курс по раскадровке и рисованию в Scream School. В Екатеринбурге подростков обучают в студии InComics

В Санкт-Петербурге несколько лет работает бесплатная школа комиксов «Палитра» для людей от 14 до 30 лет. По словам куратора школы Ксеньи Панкиной, курс на два семестра читают художники, сценаристы, издатели, что помогает завести полезные знакомства и включиться в индустрию. «По результатам мы организуем несколько публикаций: одну в сборнике стрипов, и одну в полноценном сборнике комиксов. Студенты участвуют в комикс-проектах и фестивалях», — отмечает Панкина

В Екатеринбурге подростков обучают в студии InComics. В Санкт-Петербурге несколько лет работает бесплатная школа комиксов «Палитра» для людей от 14 до 30 лет. По словам куратора школы Ксеньи Панкиной, курс на два семестра читают художники, сценаристы, издатели, что помогает завести полезные знакомства и включиться в индустрию. «По результатам мы организуем несколько публикаций: одну в сборнике стрипов, и одну в полноценном сборнике комиксов. Студенты участвуют в комикс-проектах и фестивалях», — отмечает Панкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector