📚лучшие школы и курсы скорочтения в москве на 2021 год

Упражнения для младшего школьного возраста

Итак, мы выяснили, что занятия по скорочтению можно включить в режим дня ребенка уже в 7-8 лет, но только при условии, что он обладает навыком осмысленного чтения. Полезными будут некоторые упражнения, направленные не только на повышение скорости чтении, но и на развитие внимательности, догадливости.

  • Чтение вместе («буксир»). Очень полезное упражнение для увеличения скорости чтения. Выбирается определенный фрагмент текста, ребенок читает его вслух, а родитель водит пальцем по строчкам. Постепенно взрослый начинает движение быстрее, принуждая малыша также увеличивать скорость, даже не замечая этого. При регулярном выполнении помогает достичь хороших результатов.
  • Половинки слов. Родители предварительно готовят дидактический материал – делают карточки со словами, потом разрезают их на 2 части (например, автобус – авто и бус). Для младшего школьника таких слов должно быть 7-10. Задача ребенка – разобраться, половинки каких слов лежат перед ним, и сложить их вместе.
  • На развитие зрительной памяти. Это задание не только поможет увеличить скорость осмысленного чтения, но и станет отличной тренировкой зрительной памяти младшего школьника. Выбирается текст, который ребенок читает, пока не услышит от взрослого «Стоп», далее он закрывает глаза на 5 секунд, потом открывает и пытается как можно быстрее найти взглядом строку, на которой остановился. Сначала это займет некоторое время, но с каждым разом будет получаться все лучше.
  • Побить собственный рекорд. Для работы выбирается достаточно длинный текст, который малыш читает в течение двух минут. Как только время истекло, он прекращает чтение, а взрослый ставит в книге точку, после чего ребенку дается время передохнуть. Следующий шаг – повторное чтение этого же фрагмента с начала, но задача – побить собственный рекорд, прочесть дальше точки. Таким образом текст читается трижды за занятие. Если рекорд «побит», задача родителя – похвалить ребенка за волю к победе.

Как научиться читать быстрее самому

 

Большинство современных авторских методик скорочтения основаны на одних и тех же принципах, которые были открыты и сформулированы несколько десятков лет назад. Следование нижеизложенным принципам позволит в кратчайшие сроки освоить основы скорочтения без чтения специализированной литературы.

Структура. Первое, с чем необходимо научиться работать. Большинство людей воспринимает информацию чересчур линейно и одномерно. Из-за этого представление об изучаемом вопросе становится не целостным, а полученные знания – не структурированными.

Обращайте больше внимания на названия, заголовки и подзаголовки, имеющиеся в тексте. Быстрое изучения оглавления и структуры книги позволяет усвоить довольно большой процент ее содержимого еще до прочтения. Смысл всего абзаца чаще всего заключается в его первых предложениях. Существует даже специальная техника чтения, которая заключается в качественном изучении оглавления и последующим быстрым просмотром содержимого страниц. Таким образом среднюю книгу (250 страниц) можно изучить за 20-30 минут.

Информация. Иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и другие графические способы передачи информации являются более емкими и запоминающимися, чем обычный текст. Визуальные образы гораздо быстрее и проще воспринимаются мозгом, а также запоминаются и воспроизводятся в последствии легче. Иногда вместо чтения нескольких абзацев или даже страниц текста достаточно посмотреть на одну схему.

Начинайте изучение текста с названий и заголовков, затем переходите к просмотру иллюстраций, после читайте содержимое параграфа. Если значение графики трудно для восприятия или требует специальных знаний, тогда придется вернуться к тексту и усвоить необходимую терминологию или иную информацию

Кстати, если имеется задача в максимально качественном запоминании (например, при подготовке к экзамену), то стоит заострять свое внимание именно на графической информации, так как она будет сохранена гораздо лучше. Существуют даже специальные способы запоминания (мнемотехники), которые основаны на переводе текстовой и цифровой информации в визуальные образы.

Зрение. Скорочтение воспринимается большинством людей как работа над офтальмологической составляющей чтения

Работа со зрением при обучении скорочтению сводится к двум задачам – увеличить полезный угол зрения и избавиться от регрессии.

Увеличение угла зрения необходимо, чтобы уменьшить количество движений глаз и перейти от чтения по слогам к восприятию всего слова целиком. Исследования показали: поле зрения обычного человека позволяет одновременно захватить не более 12 букв (4 слева и 8 справа). Этого достаточно для первых попыток чтения по словам, для достижения более серьезных результатов будет мало. Известные личности (например, тот же Максим Горький) обладали способностью читать тексты по специфической траектории, захватывая взглядом целые предложения.

Восприятие. Главная проблема быстрого чтения часто не в скорости, а в качестве. Коэффициент восприятия всегда являлся неизменным спутником быстрого чтения и его увеличению необходимо уделять особое внимание.

Регрессия является самым главным врагом скорочтения. Под ней понимается осознанное или неосознанное возвращение к уже прочитанным, но плохо понятым словам или строкам. Наиболее эффективным и простым методом борьбы с регрессией является простая закладка или любой другой предмет, которым можно закрыть прочитанные строки. Когда происходит возврат на предыдущие слова, необходимо уменьшить скорость чтения до комфортного уровня.

Понимание. Результатом чтения технических, научно-популярных и иных подобных текстов должна быть качественно усвоенная информация. Чтение ради чтения применимо только к художественной литературе.

Для лучшего понимания помечайте интересные места, наиболее ценные мысли или проблемные понятия. После прочтения у вас будет ценный, обработанный текст, который можно в кратчайшие сроки пересмотреть и освежить изученную ранее информацию. Также можно пробовать пересказывать содержимое текста, используя в качестве навигационной карты созданные отметки, многие люди гораздо лучше понимают и запоминают информацию, объясняя ее кому-либо (в данном случае себе).
 

Скорочтение для детей: методы, техника

Время и частоту занятий мы немного затронули. Лучше занимайтесь с ребенком часто, но не очень долго. Начинать нужно с занятий по 5 минут. В дальнейшем это время увеличивается. Учитывайте возраст ребенка. С дошколятами и школьниками младших классов и вовсе нужно сократить число занятий до 2-4 раз в неделю. Но даже взрослый ученик не должен тратить больше 20 минут на обучение.

Основная схема любой методики

Разминка, что состоит из чтения. В пределах разумного – не более 100 слов. Основная задача – активировать работу мозга, заставить его думать и запоминать. После чтения обязательно задаете ребенку наводящие вопросы. Подобные упражнения помогут увеличить словарный запас малыша. Ниже мы еще рассмотрим некоторые упрощенные варианты разминки.

Работа на расширение поля зрения. Для этого используют квадрат с цифрами или, как он еще называется, таблица Шульте

Цифры должны стоять в произвольном порядке — это важное условие. Именно в этом и заключается развитие скорости нахождения нужного числа:
для детей возрастом до 7 лет достаточно будет 9 цифр;
с 7 до 10 увеличивается квадрат до 25 цифр, разбавляя их буквами;
старше 10 лет уже требуют около 35 цифр и 20 букв.

Еще одно упражнение, что тренирует зрительную память и повышает внимательность малыша – это поврежденный текст! То есть, убираются или переставляются некоторые буквы в словах

Ниже мы вернемся к подобным упражнениям, поскольку они имеют несколько вариантов.
Дальше идет целый комплекс упражнений, которые включают подавление артикуляции и устранение регрессии. На этом этапе также не помешает работа в паре с взрослыми. Это повысит скорость чтения самого текста и улучшит понимание прочитанного.

Заключительная часть основана логического мышления. Но учитывайте, что малыш может уже устать к этому времени, поэтому переключайтесь на математический материал или вообще возьмите за основу рисование. То есть, попросите малыша нарисовать рисунок на тему прочитанного текста.

Закрепите пройденный материал с помощью рисунка

Относительно детей младшего возраста

Для них текст из 100 слов будет крайне утомительным. Ребенок потратит на его прочтение около часа, а мозг устанет от переизбытка информации. Берите небольшие отрезки, что состоят из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.

  • Если ребенку тяжело выполнить весь список упражнений (а сначала так и будет получаться), тогда разбивайте его на несколько частей. Или делайте небольшой перерыв.
  • Не нужно каждый раз менять текст или положение цифр. Можно использовать их еще 2-3 раза.
  • Есть также щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже в процессе занятия, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает фразу, затем ему показывают изображение (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на свою легкость, это эффективный метод научить ребенка быстро читать. Особенно, хорошо использовать подобную тактику деткам 5-6 лет.

Дошколята требуют игровой формы занятий

Как пользоваться таблицами Шульте

Чтобы получить ощутимый эффект, работать с таблицами нужно регулярно. Начните с тренировок на десяти таблицах за раз и занимайтесь 3–4 дня в неделю. Если глаза устают, делайте перерывы по 20–30 минут. Вот как правильно пользоваться таблицами.

Расположите таблицу в 35–50 см от глаз — примерно на таком же расстоянии, на котором обычно держите книгу при чтении. Это нужно, чтобы взгляд комфортно охватывал все поле целиком.

Сфокусируйтесь на центральной ячейке

Важно, чтобы глаза не двигались, пока вы выполняете упражнение. Нужные значения необходимо искать с помощью периферического зрения.

Неверная (слева) и верная (справа) траектория движения глаз при работе с таблицей Шульте

  • Не проговаривайте числа вслух или про себя. При чтении без артикуляции — проговаривания текста — мозг получает информацию в виде визуальных образов, а не аудиальных. Они воспринимаются намного быстрее, и поэтому очень важны для развития скорочтения.
  • Найдите все числа от 1 до 25, а затем переходите к следующей таблице. Когда упражнение будет даваться совсем легко, можно его усложнить — взять более объемную таблицу или воспользоваться модификациями.

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

И ещё пару советов

Многие проговаривают текст про себя или же шёпотом. Эта привычка из начальной школы, где детей учат читать вслух. Однако от этого нужно избавиться, так как проговаривание очень замедляет темп чтения. Можешь ставить на фон ритмичные звуки (например, метроном), чтобы не отвлекаться на мысли.

«Тормозом» в быстром чтении является и перечитывание незнакомых слов. Чтобы этого избежать, нужно расширять свой словарный запас. Если в обычной жизни тебе встречается незнакомое слово — не ленись, загугли, что оно значит (вдруг именно его ты встретишь в книге).

Старайся думать образами. Когда ты читаешь, визуализируй, как это выглядит (даже если литература нехудожественная). Это поможет тебе запоминать информацию лучше.

Выделяй специальное время на чтение. Это может быть раннее утро или поздний вечер, когда отвлекающие факторы сведены к минимуму. И да, поставь телефон на беззвучный режим и отложи его как можно дальше во время чтения.

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Как развить скорочтение у ребенка до 12 лет

Мои советы родителям занимающимся развитием детей начальной школы (до 12 лет):

сделайте процесс чтения интересным: предложите ребёнку прочесть первые страницы нескольких книг, пусть он выберет то, что ему нравиться читать. Вам нужно будет поддержать его увлечение: приобретать новые книги из понравившейся серии. Или предлагать книги смежной тематики. Помните, чтение не должно быть обязанностью, ребёнок должен сам проявлять инициативу;
улучшайте возможности памяти: просите ребёнка пересказать содержание прочитанного

На первом этапе задавайте вопросы по схеме: Кто герои, как их зовут? Чем они занимаются? Где это происходит? В какое время? Ребёнок привыкнет выделять и запоминать самое важное при чтении, тренируя таким образом концентрацию внимания и память.

А увеличение словарного запаса автоматически увеличит скорость чтения.

Постепенно ребёнок начнёт воспринимать чтение, как простой и лёгкий способ получения информации. Он начнёт читать по своей инициативе. И не только книги какой-то одной серии. У ребёнка вырастет мотивация на повышение успеваемости в школе, появится (или вернётся) интерес к учёбе.

В этом случае мы имеем дело с развитием функционального, то есть смыслового чтения.

Заключение

Если и Вы хотите добиться больших результатов в жизни, крайне важно непрерывно учиться, уметь впитывать нужную информацию и делать это быстро, поскольку для каждого из нас время — самый ценный и ограниченный ресурс. Вы можете посетить специальные курсы по скорочтению, но освоить этот навык самостоятельно совсем несложно

В этом даже есть свои плюсы: обучение не будет стоить Вам ни копейки. К тому же Вы сможете сами выбирать удобное время для занятий. Все, что от вас требуется — выполнять упражнения, описанные в этой статье и быть настойчивыми в своих намерениях

Вы можете посетить специальные курсы по скорочтению, но освоить этот навык самостоятельно совсем несложно. В этом даже есть свои плюсы: обучение не будет стоить Вам ни копейки. К тому же Вы сможете сами выбирать удобное время для занятий. Все, что от вас требуется — выполнять упражнения, описанные в этой статье и быть настойчивыми в своих намерениях.

У вас обязательно все получится!

Автор статьи: Ирина Гусамова

Вывод

Необходимо читать скороговорки, поговорки, складывать слова из половинок, составлять рассказ из нескольких слов.

Упражнение на изменение скорости чтения заключается в том, что вы водите пальцев по тексту, а ребенок старается успевать читать за вами. Постепенно увеличиваете скорость.

Читать один и тот же отрывок текста в течении минуты несколько раз. Каждый раз отмечать, где ребенок остановился.

Упражнение на понимание текста. Нужно прикрыть верхнюю часть строчки. Нижняя при этом остается полностью открытой. Ребенок поймет, что нужно быстро успеть прочитать нижнюю строчку, пока не откроют полностью верхнюю. После этого сопоставить текст и пересказать. Это также развивает чтение про себя.

Ваша задача – привить ребенку любовь к чтению. Проводите эти занятия в хорошем расположении духа. Такие занятия облегчат в будущем ребенку выполнение многих задач, они будут преуспевать в учебе, быстро воспринимать большое количество информации.

Тематика: Развитие навыков, Скорочтение, Развитие детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector