Научные лайфхаки: 4 метода эффективного запоминания текстовой информации

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи

Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены

Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Развитие памяти и внимания

Чтобы иметь развитую память, нужно поработать над вниманием. Многие люди грешат на свою память и даже не подозревают, что хромает как раз внимание

Дело в том, что это два взаимосвязанных психических процесса, потому что нельзя запомнить чего-то, не обратив внимания или направить внимание, но не запомнить. 

Внимание бывает непроизвольное (к любому резкому звуку либо неожиданно появившемуся объекту. Это механизм, который заложен в человеке с рождения). . Произвольное внимание — более сложный механизм

Оно позволяет сфокусироваться именно на том, на чем нам самим хочется. Произвольное внимание у человека развивается только тренировкой. Поэтому выделяйте время на упражнения по концентрации внимания. 

Произвольное внимание — более сложный механизм. Оно позволяет сфокусироваться именно на том, на чем нам самим хочется

Произвольное внимание у человека развивается только тренировкой. Поэтому выделяйте время на упражнения по концентрации внимания. 

  • «Найди отличия» и всевозможные лабиринты — упражнения не только для детей. Есть сложные варианты, которые заинтересуют и потребуют от взрослых высокой концентрации внимания.
  • Таблицы Шульте. Отличное упражнение, которое можно делать где угодно, просто скачав приложение. Ваша задача — как можно быстрее найти все цифры от 1 до 25 по порядку на поле 5×5. Как только вы достигли прогресса, усложняйте задачу, меняя настройки: увеличьте поле до 6×6 или 7×7, подключите перемешивание чисел после каждого хода или сделайте поле и цифры в таблице цветными. 
  • Тест Струпа. Здесь вы не увидите вопросов и вариантов ответа, лишь список слов, написанных разными цветами (например, слово «красный» написано синими чернилами, а слово «зеленый» оранжевыми). Тренировка заключается в том, чтобы быстро называть фактический цвет слова, а не написанный. Нашему мозгу проще сделать наоборот: прочитать слово и проигнорировать цвет. 
  • Игра «Муха» не только эффективное упражнение, но и веселое соревнование для всей семьи. Вам понадобится поле 5×5. Выберите ведущего, который будет управлять полетом воображаемой мухи командами (вперед, назад, влево и вправо). Муха вылетает из средней клетки на поле. Задача остальных взглядом отследить полет и правильно назвать конечную точку приземления мухи.  

Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

1.2 Запоминание, его особенности

Память как психическая деятельность подразделяется на
процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание
— это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека,
«закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под
действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия»
.

Запоминание может быть непроизвольным (случайным) или
произвольным (целенаправленным). Произвольное запоминание ранжируется по
степени точности будущего воспроизведения материала. В одних случаях
запоминается и воспроизводится только общий смысл, суть мыслей. В других
случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное
выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Запоминание смысла — это
запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от
несущественных деталей и особенностей

Выделение существенного зависит от
понимания самого материала, того, что в нём наиболее важное и значимое, а что
второстепенное. Оно тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием
человека, с запасом его знаний

Заучивание — вариант высшей точности
воспроизведения при произвольном запоминании — в учебном процессе используется
особенно часто. Оно подразумевает «систематическое, планомерное,
специально организованное запоминание с применением определённых приёмов» .

Воспроизведение словесного материала без понимания его
смысла — не логическое, а механическое заучивание, запоминание отдельных частей
материала без опоры на смысловую связь между ними. Материал, запомненный
механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию»
. «Осмысленное (смысловое) запоминание основано на понимании
смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями
запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями»
.

Структурирование информации

Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания

При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.. Приведем небольшую аналогию

Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

  1. Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
  2. Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
  3. Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
  4. Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
  5. Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
  6. Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
  7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.

Игры

Есть много игр для детей, подростков, взрослых и даже пожилых людей, которые помогают тренировать этот познавательный процесс.

Игра для развития слуховой памяти. Партнер должен прочитать пары слов, а вы должны их запомнить:

  • булка – мука;
  • сестра – брат;
  • свитер – нитка;
  • папа – сын;
  • вагон – рельсы.

Потом партнер по игре говорит первое слово, а вы второе.

Игра на развитие зрительной памяти. Человеку дается задание посмотреть на ряд чисел и запомнить их в правильном порядке за 30 секунд. Например: 3, 5, 4, 7, 8 (ряд по желанию можно продолжить).

Потом числа закрываются и следуют такие вопросы:

  • Какое число стоит справа от 4?
  • Какое число между 3 и 5?
  • Какие два числа слева от 7?
  • Какое число получится при сложении первых трех цифр?

Игра на развитие ассоциативной памяти. Очень полезная игра. Ассоциации – это один из самых эффективных способов запоминания информации и приемов тренировки памяти. Подходит для детей, которые умеют писать, и взрослых.

Нужно придумать к словам определения, подробно описывая прилагательными указанные существительные. Исходные слова не записываются, а диктуются. Определения не должны повторяться:

  • кукла – …;
  • шуруповерт – …;
  • река – …;
  • мама – …;
  • дерево – …;
  • небо – …;
  • письмо – …;
  • суп – …;
  • конверт – …;
  • игрушка – …;
  • компьютер – …;
  • инстаграм – …;
  • дом – … и другие.

А после списка определений человеку нужно сказать исходные слова к каждому из них.

Игра на скорость запоминания и развитие умственных способностей. Кому-то в компании предлагается назвать 5 предметов или названий за отведенное время. Например, имена девочек: Яна, Оля, Юля, Света, Лена. Это первый этап. Потом усложняем. Нужно назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, круглые предметы: солнце, шар, летающая тарелка, просто тарелка, новогодняя игрушка.

Вам нужно повторить первую цепочку (с именами) и назвать свою, например, предметы квадратной формы. Следующему игроку нужно повторить цепочку с круглыми предметами и придумать свою. И так далее.

Плюсы и минусы мнемотехники

Константин Дудин — профессиональный мнемотехник, рекордсмен по запоминанию, основатель «Школы развития памяти»:

«Мнемотехника — это алгоритмы, поняв которые, можно сильно упростить себе жизнь. Иметь хорошую память — выгодно, ведь это позволяет быть значительно эффективней. Благодаря мнемотехнике я очень хорошо сдал ЕГЭ и отучился в институте без единой четверки, получив красный диплом. Я сторонник того, что нужно научить этому как можно больше других людей».

Среди минусов мнемотехники Дудин упоминает лишь необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Плюсов эксперты и исследователи методологии находят значительно больше.

Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты с помощью ассоциаций запоминают на 40% больше иностранных слов, чем при механическом заучивании.

Скорость влияния. Практика мнемотехник физически реорганизует структуру мозга, повышая продуктивность памяти. Первый результат приходит уже через шесть недель тренировок, а значительные изменения наступают на четвертый месяц.

Доступность. Эксперты по раннему развитию уверяют, что мнемонике можно учить даже трехлетних детей. В то же время девятикратный победитель чемпионата мира по памяти Доминик О’Брайен познакомился с методологией только в 30 лет.

Воздействие на ментальное здоровье. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга вроде рассеянного склероза и болезни Альцгеймера.

Индустрия 4.0

Редактирование генов и протезы в мозг: как победить болезнь Альцгеймера

Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Готовы?

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.

«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».

Шерлок Холмс погружается в чертоги разума, чтобы с помощью ассоциаций найти нужный ответ

Упражнения для развития памяти

После того как вы поработали над воображением, пора переходить непосредственно к памяти. Предлагаю два действенных упражнения.

Парочки

Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow . Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка). 

Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.

Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.

Цепочки

Второе упражнение называется «Цепочки». Оно предполагает запоминание слов с помощью яркой придуманной истории. Так можно запомнить список покупок.

Например: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсиновая корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Теперь разрезаете его, а внутри не апельсин, а колбаса, но и с ней не все в порядке. Из белых прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а внутри горит лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем быстрее вы вспомните элементы цепочки. 

Что делать тем, кто всё-таки предпочитает делать заметки в гаджетах?

Таким людям учёные рекомендуют делать отметки в тексте — например, выделять важную информацию цветом, а также подчёркивать и обводить отдельные пункты, которые заслуживают особого внимания. Всё это делает процесс похожим на запись чего-либо в блокнот и, как следствие, помогает лучше запоминать записанное.

Кстати, это уже не первое исследование, результаты которого говорят о том, что писать от руки полезно. Например, работа, проведённая в 2017 году, показала, что во время записывания на бумаге происходит «глубокое кодирование» новой информации, которое способствует запоминанию. Но это не срабатывает, когда мы печатаем на клавиатуре. Об этом же говорит и исследование Норвежского института естественных и технических наук.

«Использование ручки и бумаги образует в мозге больше „крючков“, на которые можно прикрепить ваши воспоминания. Письмо от руки создает гораздо большую активность в сенсомоторных частях мозга. Многие чувства активируются, когда вы нажимаете ручкой на бумагу, когда выводите буквы и слышите звук, который издается во время письма. Эти чувственные переживания создают контакт между различными частями мозга и открывают его для обучения», — цитирует руководителя исследования Одри Ван дер Меер «Научная Россия».

Почему забывать на самом деле полезно

Человеческий мозг способен на многое, но его возможности хранить и вспоминать конкретную информацию ограничены. Забывание — на самом деле очень полезное качество человеческого разума. В качестве аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим объёмом данных, он начинает медленнее работать, пока вы не освободите диск. Мозг делает такую «самочистку» автоматически, убирая из памяти «ненужную» информацию. Так что забывание можно считать своеобразной гигиеной.

Но есть одна неприятная проблема. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию, которую полезно держать в голове, — например, изученные темы.

Здесь нужно упомянуть о том, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первая довольно сильно ограничена в объёме, и сознание оперирует ею для выполнения конкретных задач. Это как раз та ситуация, когда студент зубрил билеты к экзамену, а после сдачи забыл почти всё выученное. Чтобы информация действительно сохранилась, она должна попасть в долговременную память. Именно благодаря ей некоторые взрослые всё ещё с лёгкостью наизусть декламируют «Бородино» Лермонтова.

Как запоминать информацию надолго

Эббингауз не только вывел кривую забывания, но и  некоторые факторы, которые влияют на нашу память

Принимая их во внимание, можно выстраивать подачу информации так, чтобы студенты эффективнее усваивали материал

1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей

Если вы тщательно структурируете материал, который студентам нужно усвоить, так, чтобы он стал ясным, значимым и логично выстроенным, им будет намного проще его запомнить.

Проводите ассоциации между вашим предметом и тем, что учащиеся уже знают, помещайте изучаемую теорию в контекст. Это может быть массовая культура или быт, а в случае преподавания взрослым людям задача даже упрощается: у них уже накоплен собственный большой багаж знаний и опыта, который можно использовать. Постарайтесь объяснять сложные концепции на простых примерах.


Фото: Lisa F. Young / Shutterstock

2

Учитывайте важность повторений. С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение

Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале

С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.

Да, после каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Эта техника запоминания заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.

Тестирование гипотезы о пользе интервальных повторений в рамках когнитивной психологии началось в семидесятых годах прошлого века. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают связь «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента запоминать информацию надолго.

При этом важно понимать, что эта техника обычно изучается с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Насколько хорошо она работает в условиях усвоения более сложной информации, требующей размышлений, пока не ясно

3. Давайте ученикам дополнительные упражнения

Существует термин «сверхобучение» (от английского слова overlearning), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже отточил его до максимума. Например, если вы час практиковали на баскетбольной площадке трёхочковые броски, то лишние 15 минут занятий позволят вам лучше закрепить это умение.

Хорошо исследовано, как «сверхобучение» помогает тренировать моторные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление не так широко изучалось, однако учёные предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов оно работает даже лучше, так как здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не будет лишним выделить больше времени для упражнений на закрепление пройденного материала.

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector