Как научиться лучше запоминать информацию: эффективные мнемотехники и советы психологов

Содержание:

Как кривая Эббингауза отражает процесс забывания информации?

Первый эксперимент Эббингауза заключался в том, что его ассистенты запоминали непонятные им трехбуквенные слоги. Психолог выяснил, что при таком способе запоминания, когда человек заучивает непонятный ему текст, процент отложенной в память информации, значительно снижается. Через час остается лишь 44% заученной информации, а спустя неделю — меньше 25%. В свою очередь осознанное запоминание позволяет сохранить в памяти намного больше информации.

Впоследствии кривая запоминания вырисовывалась после ряда последовательных действий. Эббингауз заучивал 1200 рядов, состоящих из 13 слогов. На каждый слог уходило 2,5 секунды. Далее он делал перерыв на 15 секунд и учил следующий ряд. Один сеанс включал запоминание 8 рядов. После некоторого перерыва материал повторялся. В качестве единицы измерения использовалось общее время заучивания всех 8 рядов. В итоге кривая показывает, что эффективность сохранения памяти резко снижается в течение первого часа после заучивания, затем падение замедляется.

Достаточно известна не только кривая забывания Эббингауза, но и ее модификация. Французский психолог Анри Пьерон предложил выучить 5 рядов из 50 цифр до первого безошибочного воспроизведения. В результате был получен график, где выявлена фаза без заметных изменений в сохранении информации. А по поводу кривой Эббингауза Пьерон утверждает, что быстрый спад вызван тормозящим воздействием интерференций, возникающих из-за заучивания других рядов.

Кривая забывания Эббингауза

Ка быстро проходит процесс забывания? На это вопрос ответил немецкий психолог Г. Герман Эббингауз. В конце 19 века он поставил серию экспериментов над своей памятью, он проверял, что запомнил из текста через различные временные промежутки. Два года он запоминал бессмысленный набор слогов, а результаты записывал в тетрадь. После того как он собрал все данные из своих разрозненных учебных занятий, он нанес их на график, который выглядел примерно так. По сути, это простая логарифмическая функция описывающие исчезновение информации из нашего мозга.

График показывает, что когда вы впервые что-то изучаете, информация исчезает с экспоненциальной скоростью, то есть вы теряете большую ее часть в первые пару дней. После чего уровень потерь уменьшается. Он просто зафиксировал как быстро мы забываем. И установил, что скорость забывания уменьшается после каждого повторения.В зависимости от когнитивных функций вашего мозга кривая Эббингауза может быть немного сдвинута. Но суть ее остается прежней.

Только что заученная информация забывается быстрее всего, через час-два из головы исчезает примерно половина, а через 10 часов – 65%. Через месяц мы помним только 20% прочитанной информации. Но если повторить в течении часа, а потом через сутки, то память задержит эту информацию намного дольше.

Позднее эту проблему пытался решить Петр Возняк разработав систему запоминания SuperMemo(от Super Memory).

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Простые правила запоминания

Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.

Ассоциации

Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.

На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.

Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.

По теме: Как улучшить свою память

Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные


Лучшее время для запоминания – раннее утро

Повторение

Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:

  • активное повторение;
  • пересказ.

Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.

Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.

Записывание

Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.

Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.

Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%

Разбивка на мелкие элементы и структурирование

Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.

Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.

Мнемоника

Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.

Выделим основные мнемонические приёмы:

  • Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
  • Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
  • Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
  • Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
  • Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.

Применяйте новые знания на практике

Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.

Мотивация

Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.

Это пригодится: Как побороть свою лень

Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.


Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!

Технологии

У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.

Методики повторения

Для запоминания на долгосрочную перспективу эффективны следующие техники: 

  • Ответ на вопросы по теме. Они есть почти во всех учебниках. Многие их пропускают, а зря. Это один из самых действенных способов запоминания прочитанного.
  • Пересказ. Представьте себя на месте учителя и попробуйте разъяснить материал своими словами кому-то ещё. Получится взаимно полезно.
  • Создание карточек для интервального повторения. На одной стороне вы пишите понятие или формулу. На другой — тезисное описание. Надо стараться самостоятельно воспроизводить информацию. Карточка, по сути, является планом повторения. 
  • Тестирование. «Эффект тестирования» подтверждён многими исследованиями — это когда то, что попалось в тесте, остаётся в памяти навсегда. Но срабатывает эта методика, только если задание выполнено сразу после получения новой информации.

<<Блок перелинковки>>

Мнемотехника

Мнемотехника считается универсальным способом запоминания не только текстов, но и другой информации. Ею пользуются актеры, преподаватели, ораторы, студенты и бизнесмены.

Есть три действенных приема мнемотехники:

  • Цепочка. Важные для запоминания куски текста соединяются между собой попарно, и один сразу напоминает о втором;
  • Дворец памяти (чертоги разума). Техника разработана Цицероном. Философ заучивал свой текст, гуляя пешком по одному и тому же маршруту. Каждый кусок информации ассоциировался с определенным местом на пути (опорным пунктом). Воспользовавшись его техникой, получится выучить любой текст в нужном порядке;
  • Символизация. Прием похож на методику ассоциативной карты, но в этом случае вместо схемы используются предметы, схожие с текстом по смыслу.

Когнитивные карты

Чтобы запомнить учебный материал, необходимо его понимать. Зубрежка не приведет к результату. Максимум, что вы можете получить, — миллион разрозненных фактов в кратковременной памяти. Спустя месяц вы будете смотреть на конспекты, будто видите их впервые.

Многие преподаватели прямо на лекциях объясняют материал, структурируя его в специальную схему, которую называют когнитивной картой (иногда используют термины «ментальная карта», «интеллект-карта», «ассоциативная карта»). Любую главу или целую тему можно представить в виде логически взаимосвязанных терминов, дат, персоналий, причинно-следственных связей по принципу «ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?»

Важно находить и фиксировать эти узловые моменты, тогда вы сможете воспроизвести суть любого вопроса по любому предмету. 

Некоторые студенты зарисовывают материал, обозначают ключевые тезисы не текстом, а рисунками, символами, работают с собственными ассоциациями. Главное — создать четкую и понятную лично для вас карту, взглянув на которую, вы сразу сможете выстроить логику ответа на экзамене.

Чтобы создать такую карту на отдельную тему, необходимо:

  • выделить ключевые тезисы (о чем идет речь в главе или разделе);
  • разделить каждый тезис на более мелкие смысловые блоки (например, исторические периоды становления предмета анализа);
  • выделить в каждом смысловом блоке ключевые данные (даты, персоналии, формулы, определения — в зависимости от того, с каким предметом работаете);
  • обозначить (в прямом смысле слова — выделить цветным маркером) причинно-следственные связи между тематическими блоками или отдельными понятиями, датами и т.д.

Смотрите на общую картину

Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла.Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.

Очень сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.

Довольно интересное исследование подтвердило эту концепцию. Двум группам студентов предложили прочитать детективный роман. Участники первой группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.Сравнивая результаты двух групп, исследователи обнаружили, что группа, читавшая роман постранично, потратила на него на 30% больше времени, а результаты теста на понимание текста здесь оказались ниже. Группа, которая сначала получила «общую картину», показала уровень понимания текста на 38% выше и лучше отделяла важные факты от неважных. Кроме того, формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок.Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего. Как только вы увидите это большее, вам будет легче изучить отдельные элементы.

Взгляните на картинку, прежде чем собирать пазл.Источник

Общая картина, особенно если речь идет о большом количестве текстов, помогает провести предварительный просмотр. Вы можете сориентироваться в тексте, понять, что вы уже знаете по теме. Так создаются ожидания относительно текста. А когда вы знаете, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы.Другими словами, вы быстрее обрабатываете информацию. Конечно, просмотр текста занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды. Критический момент — десять страниц, то есть если вам нужно обработать десять страниц информации, сначала просмотрите ее.Вспомните, как это бывает. Вы собираетесь посмотреть фильм, трейлер которого уже видели или о котором вы читали отзыв, то есть вы уже знаете сюжет. Другой пример — участие в гонках. В этом случае просмотр трассы жизненно важен. Штурман сидит рядом с водителем и может предупреждать его о предстоящих маневрах, например о крутом повороте через 300 метров. Конечно, водитель его тоже заметит, но теперь он будет лучше к нему готов. Как результат, водитель может ехать гораздо быстрее. То же относится и к обработке информации.

Кривая Эббингауза

Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.

По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:

  • сразу после изучения текста;
  • через 20 минут;
  • через 8 часов после второго повторения;
  • через сутки после третьего повторения.

Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.

Интересный факт!
Лучшее время для повторения — утренние часы с 08:00 до 10:00, максимум до 12:00. В этот период мозг настроен на запоминание новой информации и построение логических связей. Также было установлено, что на перевод сведений в долговременную память хорошо действует сон — повторите текст еще раз вечером и ложитесь спать.

Полезная литература

Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:

  • “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар
  • “Как запоминать (почти) все и всегда” Роб Иставэй
  • “Где находится память? Искусство запоминать” Алан Льери
  • “Тренируй свою память” Рюта Кавашима
  • “100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок” Екатерина Додонова
  • “Вопросы памяти” Мишель Пон

Полный и подробный список литературы ищите в нашей статье “Книги по улучшению памяти”.

Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

Что запомнить

  1. Для максимального эффекта необходимо закрепить прочитанное в первые 15 минут.
  2. Лучше всего ответить на вопросы по тексту или объяснить его содержание кому-то.
  3. Прежде чем читать, просмотрите материал, ознакомьтесь с его содержанием.
  4. Задайте вопросы к каждому заголовку и подзаголовку.
  5. Перед чтением вспомните, о чём конкретно будут следующие 1-4 страницы. Ничего не записывайте, пока не сможете пересказать содержание фрагмента.
  6. Записывайте не ответы, а вопросы для самопроверки.
  7. После чтения пройдите мини-тест по своим записям и проверьте себя по учебнику.
  8. Повторяйте материал с увеличивающимися временными интервалами.
  9. Используйте тест, индексные карточки или пересказ другому, чтобы разнообразить повторение.

Основные принципы усвоения информации. Как лучше запоминать

«Все улучшение памяти состоит из правильного способа записи фактов»Доктор Уильям Джеймс, отец американской психологии

О том как развивать память и лучше запоминать мы уже писали в статье Как улучшить память? Там есть очень действенные упражнения и хорошие советы. Но, поскольку копилку фишек по улучшению памяти и других способностей нужно всегда пополнять, рекомендуем вам еще несколько простых советов. Один из самых главных принципов запоминания — запомнить логику рассуждений. Это запоминание мысли, сути, а не дословный бездумный пересказ. Бездумное запоминание называется «зубрежкой». Такая информация в голове надолго не задержится. Но не везде этот принцип применим, поскольку цифры, формулы, иностранные слова и прочее невозможно запомнить с помощью обычной логики, здесь нужен креатив. Так, как же, лучше запоминать прочитанное? Как запоминать числа и даты, которые никак не запоминаются, потому что ни с чем не ассоциируются? Как учить, если не запоминается? Как запоминать большой объем информации?

Проблемы воспроизведения информации. Как можно улучшить память.    

Большинство из нас время от времени жалуются на нашу память. Конечно, каждый хочет запоминать информацию лучше и как можно дольше, ведь от этого может зависеть наша жизнь, как об этом показано в одном из психологических фильмов (смотрите подборку). Когда мы говорим о плохой памяти, мы, в действительности говорим о затруднении в воспроизведении информации. Здесь надо понимать, что информация попадая в мозг не обязательно там остаётся. Она может там побывать и бесследно исчезнуть. Чаще всего именно так и происходит. Вот почему Уильям Джеймс и многие другие (включая мнемонистов) делают упор на то КАК мы записываем что-то в нашу память.

Что же может повлиять на сохранение информации? Всё очень просто. Механизм «загрузки» информации зависит от её ценности для человека. А что мозг будет считать ценным? Для него ценность начинает представлять лишь та информация к которой вы обращаетесь неоднократно, та, которая имеет эмоциональную окраску и та, которую вы тщательно и  с разных сторон рассматриваете, прокручиваете, анализируете, ассоциируете и прочее.

Информация попавшая в мозг без своеобразного мысленного прокручивания  забудется гораздо быстрее хорошо осмысленной. Ну, а если ваш внутренний голос говорит вам: «Ну-у-у-у, это тебе больше никогда не понадобится»- , то можете быть уверены, что всё увиденное или услышанное будет быстро выброшено из головы. Зачем мозгу мусор? Он стремится занять своё хранилище максимально полезной информацией.

Стресс также отрицательно влияет на воспроизведение (даже сохранённой в памяти) информации.  В период переживания стрессовой ситуации поток сильных отрицательных (и даже положительных) эмоций препятствует анализу, концентрации внимания и другим интеллектуальным действиям. У мозга есть определенные запасы энергии, которые он может потратить на какие-либо работы и превысить эти объемы он не может. Что происходит во время стресса? Мозг работает на пределе и вместо интеллектуальных операций он вынужден заниматься реакцией на внешние или внутренние раздражители. Это могут быть состояния: беспокойства,  обиды,  чувство неудовлетворенности и т.д. Поэтому сложно что-то вспомнить в состоянии стресса или глубокой депрессии. Верно и обратное оптимисты гораздо лучше усваивают информацию, так как чаще всего обучение ассоциируется у них с положительными эмоциями.

Решение проблем со стрессом и удержанием (сохранением) информации.

Чтобы информация в вашей голове хранилась как можно дольше необходимо время от времени к ней возвращаться. Перечитывать, пересматривать, переосмысливать. Так сказать быть в в этой теме. Со стрессом справляться тоже можно. Ведь стресс — это ответная реакция организма на какое-то воздействие. Хочу напомнить что сила этой реакции, а значит и стрессового напряжения, зависит от взглядов и установок человека. В одной и той же ситуации одни люди могут чувствовать себя более комфортно, а другие менее. Чтобы реагировать спокойнее и испытывать меньшее напряжение во время стрессовой ситуации необходимо менять отрицательные установки и отношение к людям, вещам, событиям на положительные. Также есть определенные методики снятия напряжения и восстановления после стресса.

Как запоминать информацию надолго

Эббингауз не только вывел кривую забывания, но и  некоторые факторы, которые влияют на нашу память

Принимая их во внимание, можно выстраивать подачу информации так, чтобы студенты эффективнее усваивали материал

1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей

Если вы тщательно структурируете материал, который студентам нужно усвоить, так, чтобы он стал ясным, значимым и логично выстроенным, им будет намного проще его запомнить.

Проводите ассоциации между вашим предметом и тем, что учащиеся уже знают, помещайте изучаемую теорию в контекст. Это может быть массовая культура или быт, а в случае преподавания взрослым людям задача даже упрощается: у них уже накоплен собственный большой багаж знаний и опыта, который можно использовать. Постарайтесь объяснять сложные концепции на простых примерах.


Фото: Lisa F. Young / Shutterstock

2

Учитывайте важность повторений. С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение

Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале

С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.

Да, после каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Эта техника запоминания заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.

Тестирование гипотезы о пользе интервальных повторений в рамках когнитивной психологии началось в семидесятых годах прошлого века. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают связь «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента запоминать информацию надолго.

При этом важно понимать, что эта техника обычно изучается с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Насколько хорошо она работает в условиях усвоения более сложной информации, требующей размышлений, пока не ясно

3. Давайте ученикам дополнительные упражнения

Существует термин «сверхобучение» (от английского слова overlearning), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже отточил его до максимума. Например, если вы час практиковали на баскетбольной площадке трёхочковые броски, то лишние 15 минут занятий позволят вам лучше закрепить это умение.

Хорошо исследовано, как «сверхобучение» помогает тренировать моторные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление не так широко изучалось, однако учёные предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов оно работает даже лучше, так как здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не будет лишним выделить больше времени для упражнений на закрепление пройденного материала.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли

Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе

Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Советы психологов

6 советов от психологов, о том, как улучшить и развить память.

Совет №1. Следите за питанием

Рацион должен быть сбалансированным и питательным

Особое внимание уделите тем продуктам, которые улучшают память

Например, по мнению исследователей из американского Центра изучения болезни Альцгеймера, к ним относятся яйца, мята, рыба, грецкие орехи, горький шоколад, брокколи, шпинат, помидоры, авокадо, бананы, цельнозерновой хлеб.

Совет №2. Занимайтесь спортом

Спорт улучшает настроение и укрепляет память. Причем вдвойне полезно устраивать физические разминки непосредственно перед интеллектуальными нагрузками.

В 2013 году исследователи К. Л. Хоган, Ю. Мата и Л. Л. Карстенсен провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что тренировки улучшают память как у молодых людей, так и у стариков.

Совет №3. Избегайте перегрузок

По данным портала Инвитро провалы в памяти, забывчивость и проблемы с усвоением информации могут быть связаны со стрессом, усталостью, психоэмоциональным, интеллектуальным или физическим перенапряжением.

Не лишайте себя полноценного сна, обеда, отдыха и пятиминуток для отдыха в процессе работы.

Законы Паркинсона (в Примерах) — Как их применять в жизни

Как улучшить память и внимание: 19+ способов, 17 упражнений и Советы психолога

Эффективные методы самоорганизации (в Примерах)

Что такое кайдзен (+примеры) — Суть и Философия японского метода

Интеллект карты: Пошаговое руководство, Примеры и онлайн сервисы

Совет №4. Заботьтесь о здоровье

Высыпайтесь и своевременно лечите соматические заболевания и избавляйтесь от психологических проблем.

Во сне мозг обрабатывает полученную за день информацию и «раскладывает ее по полочкам»: то, что не нужно, забывается, новое и нужное присоединяется к уже известному, а если базы нет, то кладется в новый «ящик».

Французские исследователи определили, что сон между тренировками по запоминанию информации способствует лучшему усвоению материала (2016 год).

Совет №5.Откажитесь от вредных привычек

В 2010 году Стивен Хейшман вместе с командой исследователей экспериментально доказал вред сигарет и наркотиков для работы памяти.

А в 2013 году ученые из Университетского колледжа Лондона выяснили, что курение и алкоголь разрушают мозг и ухудшают память.

Кроме этого, в процессе выполнения какой-либо когнитивной задачи мозг человека с вредной привычкой испытывает серьезные перегрузки.

Совет №6. Читайте бумажные книги

При чтении с монитора скорость снижается на 30%, а также материал хуже усваивается, глаза быстрее устают.

Кроме этого, в электронных изданиях зачастую не выражена структура. А если вы читаете бумажную книгу, то можете запоминать информацию еще и визуально: «Ага, третья строка сверху на 10 странице», «Это было где-то внизу и ближе к середине».

В заключении

Мозг стареет вместе со всем организмом. В старости меняется нейрохимический баланс, нейроны дольше и сложнее группируются. Это приводит к проблемам с памятью. Однако при регулярных тренировках, систематических интеллектуальных нагрузках и здоровом образе жизни можно замедлить старение мозга.

Что касается детей, подростков и молодых людей (рассматриваем здоровых граждан), то они при помощи тренировок памяти могут добиться выдающихся результатов, стать настоящими гениями.

Мы разобрали самые лучшие методы, но вы можете выбрать из них несколько подходящих именно вам. Помните, мы говорили, что люди бывают разных типов в зависимости от ведущего канала восприятия? Определите свой тип (например, через этот тест) и выберите те техники, которые нравятся больше всего.

Визуалам лучше подчеркивать важное в тексте, делать зарисовки, представлять прочитанное.
Аудиалам лучше читать материал вслух, записывать на диктофон и потом слушать.
Кинестетикам нужно придумать чувственные образы.
Дигиталу рекомендуется составлять планы и схемы, таблицы, другие логические структуры.

Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

Разделяй и властвуй

Усвоить быстро большой объем информации – удается единицам. Уместно разбить изучаемый предмет на несколько частей. После изучения нескольких глав иди разделов, желательно делать небольшие перерывы. Так мозг будет лучше и быстрее усваивать большое количество получаемой информации

Способы запоминания материала – зубрежка и логическое осмысление. Выучить наизусть раздел или главу не значит понять ее смысл. Практически всегда после прочтения нового материала остаются вопросы, непонятные моменты. Что делать в такой ситуации? Достаточно попытаться пояснить прочитанный материал другу, собаке или игрушке. Выступая перед сторонним участником, человек обычно старается подбирать оптимальные формулировки исходя из собственного опыта. Одновременно мозг начинает усваивать прочитанный материал. Сложные вещи начнут постепенно проясняться.

В процессе учения

Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.

Самое главное – установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации — с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.

Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.

Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное – поставить себе цель и следовать чёткому плану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector