17 лучших книг великих психологов, которые изменили нашу реальность

Философы о жизни

Роджерс: Жизнь –это направление, а не конечный пункт…

«Хорошая жизнь — это процесс, а не фиксированное состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения».

Что это значит?

Вы когда-нибудь были так сосредоточены на достижении цели, что совершенно забыли о самом процессе, о том, чтобы наслаждаться методом к ее достижению?

Цитата Карла Роджерса предполагает, что жить хорошей жизнью — это уже и есть само путешествие.

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на вещах, которые, по вашему мнению, в конечном итоге приведут к тому, что, как вы считаете, жить «хорошей жизнью» (например, иметь большой дом, дорогую машину и отдыхать на фешенебельных курортах) сфокусируйте свое внимание на тех приятных вещах, которые случаются в вашей жизни ежедневно.

Помните о том, что счастье –в мелочах.

То, чему вы обучаетесь, ваша семья и друзья, с которыми вы делитесь своей жизнью, и то, что приносит вам положительные эмоции, являются величайшими показателями счастливой, полноценной жизни.

Цените это, как наивысшее благо, данное вам свыше.

Л. Стейнберг “Переходный возраст”

Завершить наш топ самых лучших книг хочется несколькими трудам из раздела возрастной психологии. И первый из них – это “Переходный возраст”, посвященный, пожалуй, самому трудному периоду развития и становления личности. Многих родителей интересует масса вопросов:

  • как понять своего ребенка;
  • как поддержать в трудную минуту;
  • как сохранить теплые отношения;
  • как привить правильные привычки, научить терпению, самоконтролю и др.

На эти и многие другие вопросы отвечает Л. Стейнберг – мировой эксперт по особенностям поведения подростков, доктор психологии. Он использует результаты последних исследований для того, чтобы эффективно общаться с детьми и научить этому родителей. Данное издание будет полезно мамам, папам, бабушкам, дедушкам, а также педагогам.

Единственный минус – это необходимость адаптировать информацию под нашу реальность, так как автор – американец, и все примеры взяты из жизни подростков в США. Но это не оказывает существенного влияния на пользу книги, просто некоторые выводы придется сделать самостоятельно, опираясь на данные Стейнберга.

Ирвин Ялом

Имя этого американского психиатра, психотерапевта и доктора медицины, автора книг в том числе и художественной литературы тесно связано …с Белоруссией. Именно оттуда в поисках лучшей жизни и судьбы за 15 лет до его рождения уехали родители Ирвина. Обосновалась молодая семья в Вашингтоне, где и родился Ялом.

В 1952 году Ирвин окончил  Университет Джорджа Вашингтона, а потом — Школу медицины Бостонского университета. Успел поработать интерном в госпитале «Маунт-Синай»в Нью-Йорке и в клинике «Фипс» госпиталя Джонса Хопкинса. После окончания своего обучения будущий светила психиатрии отслужил в армии в больнице общей практики «Триплер» в Гонолулу.

Окончив службу, Ирвин Ялом Начал Карьеру в Стэнфордском университете. Ирвин, которому через пару месяцев исполнится 89 лет, всегда считал себя представителем экзистенциальной психологии — одного из направлений современной гуманистической психологии. Ялом написал несколько романов о жизни и работе психиатров и истории психотерапии вообще.

Что касается работы, то Ирвин говорил, что все больше убеждается как далека формальная психиатрия от истинного познания психики человека: “Психиатрия и по сей день остается для меня бесконечно интригующей. Я всегда обращался к пациентам с чувством открітого удивления по поводу истории, которая развернется во время сеанса. Я считаю, что для каждого пациента должна быть разработана отдельная терапия, потому что у каждого своя история. По прошествии многих лет это отношение все больше отдаляет меня от центра профессиональной психиатрии, которая теперь так жестоко движется экономическими силами в совершенно противоположных направлениях. Они пытаются засунуть человека в рамки, надеть на него униформу диагноза”, — говорит Ирвин. 

  Цитаты Ирвина Ялома

«Каждый человек должен выбрать, сколько правды он может выдержать»

«Только раненый целитель может действительно исцелить»

«Дух человека построен из его выбора»

«Отчаяние – это цена, которую платят за самосознание. Посмотри вглубь жизни, и ты всегда найдешь отчаяние »

«Живи, пока живешь! Смерть теряет свой ужас, если кто-то умирает, когда он завершил свою жизнь! Если человек не живет в нужное время, он никогда не умрет в нужное время »

«Легче, намного легче подчиняться другому, чем командовать собой»

Дейл Карнеги (1888-1955)

Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.

На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.

Снайдер Ди “Курс выживания для подростков”

Нечасто встретишь такое количество положительных отзывов о книге со стороны подростков. Да, это произведение для тех, кому 11 – 16 лет, но полезно оно также и родителям, чтобы вспомнить себя в этом возрасте и понять своих детей. Автор очень четко представляет себе проблемы и переживания, взлеты и падения, взрывы эмоций и поток мыслей, бушующий в головах тинейджеров. Он говорит с ними на одном языке.

В книге нет ни капли поучений и воспитательного тона, зато есть очень полезная и актуальная информация, а также отличный юмор. Она учит справляться с трудностями и предотвращать опасные ситуации, помогает понять себя и действовать правильно в различных обстоятельствах, с которыми сталкиваются подростки.

Книга не новая, и купить ее сейчас можно только в букинистических разделах магазинов, но я советую найти ее у знакомых, скачать в электронном виде или прочитать онлайн.

А напоследок — несколько простых советов из области психологии

Не стоит слишком сильно ломать свой характер под требования социума: если вы не слишком общительны, то профессия, требующая постоянного контакта с большим количеством людей — не для вас. И даже если вы стремитесь к славе, помните: она приходит независимо от степени вашей коммуникабельности.

Известный пианист Глен Гульд не раз признавался в своей замкнутости и необщительности. И он откровенно не любил выступать на публике. Но слава и признание его все равно догнали — в силу таланта и работоспособности.

Попытка подогнать себя под какой-то стандарт приведет только к неврозу, но никак не к успеху.

Учитывайте ваши склонности и личные качества — например, не всегда и не везде нужны «заводилы». И если вы медлительны, но точны, вы можете стать незаменимым помощником любого руководителя.

Если же вы — генератор идей, то не стоит рассчитывать, что вам удастся успешно проработать всю жизнь под чьим-то контролем: выбирайте творческую профессию, в которой вы будете сами выстраивать свой график работы. Или учитесь тому, что даст вам возможность организовать свое дело.

Если у вас бурный темперамент — работа должна быть динамичной, неважно — физическая это динамика, или умственная. Если же вы не чувствуете в себе напора энергии — не стремитесь к ответственным постам и работе, в которой есть масса непредсказуемого: вы только зря измотаете себя

Если же вы не чувствуете в себе напора энергии — не стремитесь к ответственным постам и работе, в которой есть масса непредсказуемого: вы только зря измотаете себя.

Людям с устойчивыми биоритмами тоже стоит прислушаться к себе: и жаворонкам и совам в наше время можно найти подходящую нишу. И если вы начинаете болеть от подъемов в семь утра — стоит подумать заранее, какая профессия обеспечила бы вам возможность жить по вашему собственному расписанию.

В заключение хочется сказать: в этом мире для каждого человека есть свое место.

И чем меньше вы опираетесь на общепринятые мерки и шаблоны, чем глубже вы заглядываете в самого себя, чем больше вы себе доверяете — тем выше шанс это место найти. Неуверенность и стадные чувства погубили немало талантов.

Естественно, пока вы молоды, вы будете делать ошибки. Однако вопреки распространенному мнению, никто еще на чужих ошибках не научился. И делать их в двадцать куда естественнее и понятнее, чем в сорок.

Поиск — нормальное состояние молодого человека. И не надо бояться пробовать себя в разных областях, набираться опыта и на его основе решать, какой путь выбрать. Только так вы не будете жалеть о своем выборе.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете задать их нашим консультантам:

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Спектр проблем становится важнее инструмента работы

Последние несколько лет люди всё реже обращают внимание на то, с психологом какой школы они работают, и 2021 год в этом тренде не исключение. Почему так происходит? Да потому что в условиях высокой конкуренции приверженцев конкретных направлений в чистом виде почти не остается

Психологи практикуют персональный подход и пробуют методы из разных научных областей, и это нормально. Так что если сегодня психолог советует вам йогу, а завтра — гипноз, — не удивляйтесь слишком сильно

Почему так происходит? Да потому что в условиях высокой конкуренции приверженцев конкретных направлений в чистом виде почти не остается. Психологи практикуют персональный подход и пробуют методы из разных научных областей, и это нормально. Так что если сегодня психолог советует вам йогу, а завтра — гипноз, — не удивляйтесь слишком сильно.

В то же время, когда психологи работают с одним пулом проблем, они всё равно находят единомышленников и отдаляются от других коллег по цеху.

Карл Роджерс

Родился 8 января 1902 года, является американским психологом. В 1919 году поступает в университет в штате Висконсин. В 1924 окончил университет и после чего становится студентом магистратуры в педагогическом колледже в Колумбии. В 1931 получает звание доктора наук. Карл Роджерс основал Центр консультаций, где проводил изучение сеансов терапии.

В 1954 он выпускает книгу “Психотерапия и личностное изменение”. После этого он проделывает еще одну большую работу над книгой “Терапевтические отношения с больными шизофренией”.

Таким образом, Карл Роджерс вносит большой труд в науку о психологии.

Владимир Львович Леви

Знаменитый психолог, врач и поэт Леви Владимир известен многим в мире по бестселлеру «Искусство быть собой».

В Советском Союзе его легендарные книги копировали вручную и передавали друг другу.

Живы еще те, кто помнят доктора, ведущего популярное радио-шоу «Музыкальная аптека», которое слушали миллионы. В нем Владимир Леви рассказывал зрителям, как музыка может влиять на психику человека.

Помимо психологии, Владимиру Леви нравится поэзия. Поэтому в 1974 году он стал почетным членом Союза писателей. А в 2000 году свет увидел его личный сборник стихов под названием «Профиль скрещен».

Основные работы автора по психологии, принесшие ему мировую известность:

  • «Поиск мысли».
  • «Искусство быть собой».
  • «Лекарство от лени».
  • «Ошибки здоровья».
  • «Азбука здравомыслия».
  • «Где жить».
  • «Бог нанял».
  • «500 лучших стихотворений мира».
  • «Одинокий друг одиноких».
  • «Искусство отличаться».
  • «Цвет судьбы».
  • «Необычный ребенок».
  • «Признание гипнотизера».

Работы автора переведены на 26 языков. Леви Владимир Львович словно разговаривает с читателями — интересно и доступно преподносит материал. На страницах его произведений ирония становится серьезным рецептом, а психологический тест — притчей или смешным стихом.

В настоящее время писатель проживает в Израиле (город Нетания).

Что касается творчества, психолог продолжает участвовать в лечебно-психологической практике, не забывает о литературной деятельности.

У Владимира Леви есть собственный сайт, который он активно развивает. Психолог не забывает музыку. У него есть собственная музыкальная студия, где он принимает гостей и консультирует их по психотерапевтическим вопросам. Музыка обладает целебными свойствами, о чем Леви не раз говорил в своих выступлениях.

Известный психолог Владимир Леви, книги которого еще долго будут перечитывать, не верит, что с возрастом поумнел. Психолог продолжает критически и иронично относиться к себе и своей работе. Он считает, что с возрастом умнее не стал, а просто глуп, но в несколько иной степени.

Карл Юнг – родоначальник аналитической психологии

Современник и ученик Фрейда Карл Юнг как психолог вначале не одобрял часть учений великого психоаналитика. Карл Густав Юнг – родоначальник аналитической психологии. Она базируется на понятии коллективного бессознательного. Он ввел в психологию такие понятия как

  • архетип;
  • коллективное бессознательное;
  • синхроничность;
  • комплексы.

Основная его теория в том, что личность рождается целостной и формирование психики происходит исходя из заданных изначально способностей и возможностей. При этом развитие личности происходит под влиянием окружающих, которые могут только подталкивать ее в заданном направлении, но не оказывать на нее давление непосредственно. Он считал что существует наследственная модель психики, которая и задает нам нужное направление развития, зная ее, можно более правильно и объективно корректировать собственное саморазвитие. Бессознательное было разделено на несколько видов:

  • семейное;
  • национальное;
  • расовое;
  • коллективное.

Его лечение происходит более емко, чем у Фрейда, не только методом анализа, но и действий, позволяющих высвободить подсознание и интегрировать в него психологические составляющие личности.

Адлер Альфред

Этот человек также принадлежит к научным светилам, оставившим глубокий след в психологии. Он родился в австрийском Пенцинге в 1870 году. Примечателен тот факт, что Альфред не стал последователем Фрейда. Он сознательно лишился членства в психоаналитическом обществе. Ученый сплотил вокруг себя собственный коллектив единомышленников под названием «Ассоциация индивидуальной психологии». В 1912 году он публикует монографию «О нервном характере».

Вскоре он инициирует создание «Журнала индивидуальной психологии». Когда власть захватили нацисты, он прекратил научную деятельность. В 1938 году была закрыта клиника Альфреда. Так или иначе, но он был единственным экспертом в области психологии, который отстаивал идею о том, что главная составляющая развития личности – это желание сохранить и развить собственную неповторимость и индивидуальность.

Ученый полагал, что образ жизни человека напрямую влияет на качество опыта, который он приобретет в старости. Этот опыт прочно взаимосвязан с ощущением коллективизма, одним из трех врожденных бессознательных чувств, входящих в структуру «Я». Конструкция стиля жизни зиждется на чувстве коллективизма, но оно далеко не всегда подлежит развитию и может оставаться в зачаточном состоянии. В последнем случае могут возникать ссоры и конфликтные ситуации. Ученый подчеркивал, что если человек может находить общий язык с другими, то стать неврастеником ему не грозит, и он редко когда отважится на дикие и необдуманные поступки.

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Французский математик и философ Декарт полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм». Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.

Философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он верил, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь софизмы. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.

Что ж, мы говорим «спасибо» Ренессансу, ставшему важной вехой в истории становления психологии, и переходим к следующему этапу

Чем занимается психолог

Психолог занимается:

  • Психопрофилактикой – общей для практической и медицинской психологии системой мероприятий, которые направлены на изучение свойств человеческой психики, психических воздействий на личность и возможностей предупреждения заболеваний психогенного и психосоматического характера.
  • Психологическим просвещением – профилактической деятельностью, которая направлена на формирование у различных слоев населения положительного настроя на получение психологической помощи, а также расширение кругозора в области психологических знаний.
  • Психодиагностикой – выявлением психологических проблем личности путем измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей человека.
  • Психологическим консультированием – оказанием психологической помощи лицам, которые находятся в пределах психологической нормы, но нуждаются в адаптации и помощи для развития и расширения личностного потенциала, испытывают трудности в общении, повседневной деятельности и т.д.
  • Психотерапией – разновидностью психиатрического лечения, которое психолог может применять после получения соответствующей квалификации.
  • Психокоррекцией – применением специфических средств психологического воздействия, которые направлены на исправление не соответствующих оптимальной модели нюансов психологического развития.
  • Проведением психологических тренингов, которые являются формой активного обучения навыкам развития и поведения личности.
  • Кризисным вмешательством – видом психотерапии, который применяется в критических, острых ситуациях (эпизоды глубокой депрессии, передозировка наркотиков и т.д.).
  • Психологической реабилитацией – комплексом медико-психологических, социальных и педагогических мероприятий, которые направлены на коррекцию или восстановление нарушенных психических функций и состояний инвалидов, раненых и лиц, перенесших серьезное заболевание.

Ирвин Ялом “Экзистенциальная психотерапия”

Это одна из книг психотерапевта, профессора психиатрии в Стэнфорде, автора нескольких классических работ в психологической литературе. Она предназначена в первую очередь для профессиональных психологов и психотерапевтов, а также для продвинутых обывателей.

В ней присутствует специальная терминология, анализ, теоретическая база, но также мудрость и художественность изложения. Это не сухой учебник, но и не упрощенное современное произведение для широкого круга читателей.

В центре внимания автора такие непростые данности нашего бытия, как смерть, одиночество, бессмысленность существования и другие явления и переживания. Это весьма неприятные темы для многих из нас, но осознание их присутствия в жизни требует смелости и честности перед собой. Именно в этом ценность книги для каждого человека, который стремится к познанию себя и саморазвитию.

Адлер Альфред

Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии».

Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.

В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.

Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере» вполне раскрывает основы того, что впоследствии было названо «индивидуальной психологией». Дальнейшие его труды лишь полнее раскрывают эти взгляды и направлены на их популяризацию в массах.

Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения».

Виды психологов

В зависимости от практического применения психологических знаний, психолог может быть:

  • Педагогом-психологом. Является сотрудником образовательного учреждения, следит за поведением и психологическим развитием детей и занимается их социальной адаптацией. Работающего в школе педагога-психолога называют школьным психологом.
  • Семейным психологом. Этот специалист занимается оказанием психологической помощи людям, у которых имеются постоянные эмоционально-сексуальные отношения, а также проводит консультирование при наличии проблем в отношениях между детьми и родителями.
  • Детским психологом, который занимается работой с детьми. Этот специалист помогает детям преодолевать появляющиеся психологические трудности и налаживать контакт со взрослыми (обычно в психологическую работу включается не только ребенок, но и его родители).
  • Подростковым психологом – специалистом, который работает с детьми, достигшими пубертатного возраста (с 12 до 18 лет).
  • Криминальным психологом, который занимается исследованием причин, толкающих человека на совершение преступлений. Этот специалист занимается также оценкой риска рецидива и выдвижением обоснованных предположений о возможных действиях преступника после совершения преступления.
  • Спортивным психологом — специалистом, который изучает психическую деятельность человека в процессе спортивных тренировок, командного взаимодействия, подготовки и выступления на соревнованиях и т.д. Спортивный психолог проводит психологический отбор будущих чемпионов в конкретном виде спорта, занимается спортивной профориентацией, учитывает индивидуальные качества спортсмена и помогает формировать необходимые для победы качества и умения.
  • Психологом-сексологом. Этот специалист помогает парам решать проблемы сексуальных взаимоотношений немедицинского характера.
  • Военным психологом – специалистом, который изучает психологические проблемы подготовки военнослужащих, занимается отбором и классификацией кадров, определяет при помощи тестирования интеллектуальные и эмоциональные характеристики военнослужащих, а также участвует в разработке новых методов командования.
  • Медицинским психологом (клиническим психологом). У этого специалиста помимо психологического образования есть также образование медицинское. К сфере деятельности медицинского психолога относится не конкретное заболевание, а личность пациента – он занимается психологическим консультированием и психологической коррекцией пациентов, проводит психотерапевтические мероприятия и психологическую реабилитацию.
  • Социальным психологом – специалистом, который сосредоточен на исследовании отношений людей в социуме (среди друзей, в кругу семьи, коллег и т.д.). Помогает формировать или восстанавливать утраченные навыки социального общения, позволяющие нормально функционировать в обществе.
  • Перинатальным психологом – специалистом, который помогает женщине подготовиться к материнству, учит внутриутробному общению с ребенком и помогает паре подготовиться к родам.

Отдельно выделяют женского психолога – специалиста, который занимается проблемами, свойственными женщинам (феминизм, материнство и т.д.).

Известные советские и российские психологи

Борис Ананьев — советский психолог, основатель психологического факультета ЛГУ. Он разработал многие методологические проблемы, которые в дальнейшем имели большое значение для отечественной науки. Его главные труды: «Психология чувственного познания», «Теория ощущений», «Человек как предмет познания» и «Личность, субъект деятельности, индивидуальность». Психолог Владимир Леви стал основоположником нового направления в психологии — суицидология. Его работы включают в себя детальное изучение самоубийств и психологического состояния людей, склонных к суициду.

Легендарная личность Виктор Овчаренко исследовал и разработал такие методики, которые внесли значимую лепту в психологию. Он изучал социологический психологизм и проблемы, связанные с межличностными отношениями и личностью в целом.

Иван Павлов, Владимир Бехтерев, Акоп Назаретян — ученые, обладающие выдающимися способностями и написавшие известные на весь мир трактаты по психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector