27 практических советов для ежедневного саморазвития

Техники, которые помогут бороться с забыванием

#1. Карты памяти

Это визуальная диаграмма связей, которая помогает структурировать информацию. Ее используют для обучения, брейншторминга, ведения конспектов и повышения креативности.

Сначала определите главную идею и поместите ее в центр карты. От нее рисуйте новые ветки с ключевыми словами. Выделяйте цветом разные группы ключевых слов.

Эффективнее всего карты показывают себя, когда нужно подытожить информацию. Например, запомнить сюжет книги, имена персонажей, связи между ними, хронологию и другие детали.

Вот как выглядит карта памяти:

Составлять карту можно на чистом листе бумаги или в веб-приложениях (например, в Ayoa, Bubbl.us, XMind).

#2. Таблицы Шульте

Это методика для развития периферийного зрения и зрительной памяти. Суть в том, чтобы найти на квадрате с числами, размещенными в хаотическом порядке, последовательность от единицы к наибольшему числу.

Пытайтесь найти правильную последовательность максимально быстро. Таблица Шульте развивает темп восприятия информации, улучшение памяти и увеличение скорости чтения.

Приложения для работы с таблицами Шульте:

  • Schulte! (iOs)
  • Schulte Table Free (Android)
  • «Таблицы Шульте» (Android, iOs)

#3. Метод Айвазовского

Это упражнение для развития фотографической памяти. В течение пяти минут смотрите на объект/пейзаж, который нужно запомнить, и отмечайте для себя самые мелкие детали. Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образ как можно точнее. После этого откройте глаза и оцените, насколько вам это удалось.

#4. Метод Пифагора

Пифагор понял, как развивать память с помощью на первый взгляд простого упражнения. Перед сном прокрутите в голове всё, что произошло с вами за день. Что окружало вас, когда проснулись? Кого встретили? О чем думали по пути на работу?

Если тренироваться регулярно, мозг начнет автоматически подмечать дополнительные детали. Благодаря этой технике нужная информация извлекается намного быстрее — и когда вас спросят, в каком ресторане вы обедали две недели назад, не придется долго думать.

#5. Развитие функций обеих рук

Это эффективный способ развития памяти. Если вы правша, задействуйте левую руку в обыденных делах — чистите зубы, пишите, ешьте ею. Так вы активируете головной мозг и развиваете нейронные связи в новых областях.

Медицинская школа Гарвардского университета рекомендует использовать такие способы запоминания:

#6. Повторяйте услышанное вслух.

Например, чье-то имя при знакомстве, адрес, новую идею или планы. Это повышает шансы вспомнить нужную информацию в будущем. Так связи между мозговыми клетками становятся прочнее. Это как прокладывать тропу в лесу — чем чаще по ней ходить, тем лучше ее будет видно в следующий раз.

#7. Создавайте ассоциации между старой и новой информацией.

Мозгу гораздо легче запомнить, например, историю, чем просто список покупок. Если вам нужны салфетки, кофе и макароны, представьте, что вы разлили кофе, вытерли его салфетками, а те превратились в макароны из-за намокания. Чем абсурднее история — тем лучше она запомнится.

#8. Делите информацию на маленькие кусочки.

Если вам нужно выучить речь для выступления, номер телефона, параграф текста, длинную формулу — что угодно — разделите информацию на части. Например, сначала выучите первое предложение из каждого абзаца своей речи (или выделите главные идеи), а затем учите остальное. Так у вас будут «якори», за которые можно ухватиться, чтобы ничего не забыть.

Классификация Ж. Пиаже

Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.

Стадии Возраст, лет Определяющее поведение
Сенсомоторная стадия До 1,5-2 Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты
Стадия конкретных операций 7-12 Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому
Стадия формальных операций С 12 и далее Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом.

В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.

4 распространенных мифа об интеллекте

Не верьте всему, что вам говорят про интеллект! Многие постулаты давным-давно устарели и были опровергнуты, но до сих пор “гуляют” в массах. Например, миф о том, что человек использует лишь 3 % своего мозга. Ученые выяснили, что это не так, но людям так нравится эта идея, что они не готовы с ней расстаться.

Вот еще несколько распространенных заблуждений об интеллекте.

Миф 1. Если у вас хороший от природы интеллект, его не нужно развивать.

Люди рождаются с разными умственными способностями – это факт. Однако это не значит, что кто-то будет пахать как лошадь, а кто-то – всю жизнь пользоваться тем, что досталось ему случайно. Если интеллект не развивать, он очень быстро деградирует.

Хорошие интеллектуальные данные стоит рассматривать как аванс, который поможет вам быстрее достичь высоких результатов. Если, конечно, упорно работать и заниматься развитием. И уж точно нельзя использовать их как корм для тщеславия и высокомерия.

Миф 2. Чем старше человек становится, тем сложнее ему развивать интеллект.

В детстве, пока мозг человека еще не до конца сформирован, он очень восприимчив и гибок, как пластилин. Когда завершается формирование всех отделов и структур, мозг утрачивает свою первоначальную гибкость. Происходит это к 15–17 годам. Затем уже возраст не оказывает особого влияния на развитие интеллектуальных способностей. Имеет значение лишь то, занимался человек до этого или нет.

Миф 3. Можно эффективно развивать интеллект, углубляясь лишь в одну область.

Из этого мифа вытекает еще один, очень вредный, – “Школьные знания нам не пригодятся в жизни”. Вам наверняка приходилось слышать или читать рассуждения в духе “А зачем мне, вообще, математика? Что я буду делать с этими формулами?” Или “Мне не нужна биология, я не собираюсь быть ботаником”.

Они в корне неверны. Даже если сами знания вы не будете использовать в повседневной жизни, процесс их получения формирует ваш интеллект. В разных науках используются совершенно разные принципы, методы и подходы. Изучая их, вы формируете развернутую картину мира и учитесь смотреть на вещи с разных сторон.

Миф 4. Развив интеллект до максимально высокого уровня, можно расслабиться и больше им не заниматься.

Все сознательные психические функции и процессы требуют постоянной тренировки. Нельзя прийти в одну точку и остаться в ней навсегда. Можно либо идти вперед, либо катиться назад.

Да и человек вряд ли сможет остановиться, когда достигнет высокого уровня. Потому что эффект от такого развития просто ошеломительный и с лихвой окупает затраченные усилия. Так что если вы чувствуете, что хотите прекратить занятия, значит, до высокого уровня вам еще очень далеко.

Среда – измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

Йога

Йога помогает повысить продуктивность и развивать интеллект человека. При этом необязательно стоять на голове или медитировать длительное время. Существуют и альтернативные способы, например:

Прасарита падоттанасана является одной из самых устойчивых и доступных поз в йоге. Она заключается в наклоне с широко расставленными ногами. Данная поза улучшает настроение, повышает концентрацию, а также снимает зажимы. Адхо мукха шванасана более известна как поза собаки мордой вниз. Она замедляет сердцебиение и способствует приливу крови к голове, таким образом помогает снять усталость и вернуть силы. Шавасана. Как правило, восточные практики помогают улучшить работоспособность за счет полного расслабления. Для его достижения существует поза шавасана, которая является заключительным упражнением в йоге. Ее можно выполнять и самостоятельно для того, чтобы снять усталость и стресс. Суть позы заключается в полном расслаблении. Для этого нужно лечь на спину и слушать свое дыхание, освободив голову от различных мыслей

Важно сосредоточиться на ощущениях и следить за расслаблением всех мышц: от кончиков пальцев рук и ног до макушки головы. Выделив десять минут на данное упражнение, вы сможете снять усталость, повысить работоспособность и мозговую активность

Как развить интеллект у ребенка?

Прежде всего надо общаться с ребёнком, даже когда он совсем маленький. Говорите с малышом, и вы заметите, как внимательно он вас слушает.

Не пресекайте его любознательность, но и следите за безопасностью. Играйте вместе, показывайте и объясняйте всё — от родителей дети узнают, как надо правильно действовать.

Только не торопитесь опередить нормы развития, даже если малыш очень талантлив. Многие из нас пытаются реализовать свои амбиции, «вылепливая» из ребёнка вундеркинда.

Наша задача — обеспечить детям нормальное счастливое детство. Не ограничивайте его узкими рамками.

Заложенная природой любознательность обязательно принесёт плоды, и ребёнок овладеет всеми интеллектуальными умениями — различать предметы по признакам, обобщать и выделять, видеть логические связи, пересказывать сказки, строить аналогии.

Для правильного развития ребенка очень важны отношения в семье

Развитие интеллекта у детей до 2-х месяцев

Не думайте, что малыш сразу после рождения ничего не понимает в этом мире — он просто воспринимает его по-иному, и первые его соприкосновения с нашим мирком — эмоциональные. Ребенок спокоен только тогда, когда он чувствует мамино тепло рядом со своим телом, когда он пьет мамино молоко и чувствует её любовь и заботу. Он начинает ощущать запахи, и его слуху предстают множество незнакомых звуков. В эти моменты ребенку необходимо обеспечить безопасность его мирка, быть всегда рядом, улыбаться малышу, согревать его своим теплом, говорить с ним. Если в этот период ребенок плачет, это не значит, что он капризничает — это первый признак того, что у ребенка рушится защитный «купол», что он не чувствует рядом мамы. Нормальное развитие интеллекта у детей начинается именно со столь раннего периода, когда ребенок уверен в своей безопасности и растет эмоционально здоровым малышом.

Коммуникация

Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации. В блок коммуникации входят два важных навыка:

Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей.

Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали.

Программист Иван Бакаидов использует синтезированный голос, чтобы рассказать о важности коммуникации в обществе на TEDxSkoltech

Как развить. Больше общайтесь с конкретной целью, например, проведите переговоры с клиентом, презентации или лекции. Вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков. Устраивайте дискуссии и деловые игры с друзьями или коллегами.

Что изучить о коммуникации:

Книги

  • Мортен Хансен «Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству»
  • Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»
  • Джим Кэмп «Сначала скажите «нет»
  • Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения»
  • Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду»

Курсы

  • «Открытое образование» бесплатный курс «Психология коммуникации»
  • edx бесплатный курс на английском «Эффективное сотрудничество в команде»
  • edx «Практическое руководство по работе в команде» на английском языке
  • Илья Синельников «Переговоры и отношения с клиентами»

Пусть меня научат

Ряд представителей научного сообщества разделяют мнение о наличии генов, влияющих на нашу способность идентифицировать эмоциональную информацию. В то же время воспитание, образование, обстановка в доме и социальный статус тоже очень сильно влияют на уровень развития ЭИ. Таким образом, задатки этих способностей, так же как и многих других, заложены природой, но их можно развить и научиться использовать более эффективно.

Уже сегодня ведущие мировые корпорации вводят в повседневную практику тренинги по развитию ЭИ своих сотрудников. В России тоже наблюдается интерес к этому направлению личностного роста.

«Основные потребители программ по развитию эмоционального интеллекта сегодня — это, конечно же, крупные компании, — говорит Хлевная. — В первую очередь — госкорпорации, крупные банки и страховые фирмы. Интерес проявляет ретейл и медицинские коммерческие сети. Спрос на курсы и тренинги возник у медиахолдингов, которые занимаются рекламой. Это, пожалуй, основные потребители на данный момент».

На какой эффект при этом бизнес рассчитывает на выходе? Прежде всего, это конечно, увеличение доходов и прибыли. К развитию ЭИ бизнес подталкивает поиск новых форматов работы, повышение эффективности продаж.

Экономика инноваций

Тонкая душевная организация: чем эмоциональный интеллект поможет бизнесу

Впрочем, отмечает Хлевная, первыми потребителями становятся компании, внедряющие инновационные методы, которые можно сказать «пылесосят» рынок в поиске новых свежих идей и ресурсов для повышения эффективности.

Показателем возросшего спроса на рынке можно считать возникновение «подделок».

«Эмоциональный интеллект становится модной темой, — говорит Хлевная. — У популярности всегда есть обратная сторона медали. Много игроков на рынке, которые, по сути, весьма отдаленно представляют себе, что такое в принципе эмоциональный интеллект. Тем более, как его нужно развивать. Но при этом хочется «прислониться» к модной теме».

При выборе обучающих программ, в частности, следует обращать внимание на такой формальный признак, как аббревиатура, используемая специалистами. «Очень часто на просторах интернета можно встретить такую аббревиатуру как EQ

Но EQ — это коэффициент эмоциональности. Такой термин есть, но он означает совершенно другое, в этой аббревиатуре нет ключевого слова «интеллект», — предупреждает Хлевная

«Очень часто на просторах интернета можно встретить такую аббревиатуру как EQ. Но EQ — это коэффициент эмоциональности. Такой термин есть, но он означает совершенно другое, в этой аббревиатуре нет ключевого слова «интеллект», — предупреждает Хлевная.

Играйте на музыкальных инструментах

Это один из самых эффективных советов о том, как развить интеллект и высокую активность мозга. Само собой занятие на музыкальных инструментах – дело непростое, но очень полезное для детей и взрослых. Занятие музыкой увеличивает объём серого вещества в мозге, а также вызывает в нём долгосрочные изменения.

Умение играть на музыкальных инструментах отлично развивает пространственное мышление, навыки грамотности, речевые навыки, а также улучшает вербальную память и внимание. В особенности исполнение любого музыкального произведения прекрасно развивает творческие способности

Психологи говорят, что музыкальное дело должно быть не дополнительным, а обязательным образованием

Поэтому советую обратить особое внимание на этот важный способ развития мозга из нашего ТОП 10

Увлекайтесь интеллектуальными играми

Играйте в шахматы, отгадывайте загадки, кроссворды, решайте судоку, играйте с детьми на запоминание. Интеллектуальные игры являются увлекательной головоломкой и полноценной зарядкой для ума. Ведь мозгу для его развития, так же как и мышцам, нужны конкретные упражнения.

Интеллектуальные игровые упражнения полезны тем, что они эффективно развивают логическое, нестандартное и творческое мышление, повышают эрудицию, расширяют кругозор, улучшают память, развивают интеллект. А также этот способ развития мозга отлично формирует навыки работы в команде и коммуникативные способности.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»; 
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

Саморефлексия

Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.

На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:

Экономика образования

Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути

Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.

Что изучить о саморефлексии:

Книги

  • Далай-лама и доктор Говард Катлер «Искусство быть счастливым»
  • Марк Аврелий «Размышления»
  • Иммануил Кант «Обоснование непостижимого»
  • Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»
  • Денни Пенман и Марк Уильямс «Осознанность: Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Чего следует избегать?

Необходимо не только стремиться узнать, как развить интеллект

Советы и рекомендации по этому поводу содержат в себе информацию о том, что не менее важно избавиться от того, что мешает на пути к поставленной цели. Следует выделить несколько моментов, которые становятся главными препятствиями:

  • Просмотр телевизора, как уже говорилось, не приводит ни к чему хорошему. Большинство каналов показывают передачи, засоряющие мозг и не несущие никакой полезной информации. Необходимую программу или фильм можно посмотреть в онлайн-режиме, тем более что сейчас с этим нет никаких проблем.
  • Недосып является одним из главных врагов развития интеллекта. Не следует тешить себя иллюзиями, что время сна можно «наверстать» на выходных, а в будни можно его уменьшить. Это не только не полезно, но и вредно как для всего организма, так и для клеток головного мозга.

Физическая активность увеличивает продуктивность интеллектуальной деятельности. Занятия фитнесом, йогой, простой бег способны насытить кровеносную систему необходимым кислородом, что положительно отражается на всем состоянии человека.

Лень считается главной причиной жизненных неудач. Любые занятия, чтобы принесли хороший результат, должны быть периодичными. Это касается как чтения книг, так и физических нагрузок. Даже единичный пропуск занятия или небольшое послабление может свести на «нет» эффект от предыдущих упражнений.

Не следует думать, что мозг не требует тренировок. Еще одним заблуждением является то, что развивать психические познавательные функции необходимо лишь в детстве, а зрелым людям это не нужно. Любая остановка может привести к обратному ходу, тем более что существует большое количество рекомендаций, следование которым позволит повысить свой интеллектуальный уровень, не затрачивая на это много времени.

Структура логического мышления

Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

  1. Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
  2. Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
  3. Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.

Что такое эмоциональный интеллект

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта, также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха

Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию

Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов, не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector