Как развить внимание

Содержание:

Что может вредить внимательности

Любой человек может научиться не зацикливаться на ненужной информации, которая мешает сосредоточению. Однако не все желают это делать, потому что работать над собой – большой труд. Гораздо легче списать на гены, усталость, незаинтересованность, которые, несомненно, вредят внимательности, так же, как лень, нежелание прикладывать усилия.

Приложенные усилия, стремление к развитию внимания приводят к хорошим результатам

Умение работать со своей психикой, здоровое питание, разумный график работы и развивающие техники помогут совершенствовать внимание и развить внимательность как качество личности

Советы для тренировки внимания в быту

Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей

Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
Подобная задача предыдущей

Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.

Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать. Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.

Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры. 

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»

Вы можете выбрать те приемы, которые больше всего подходят вам и вашему предмету, комбинировать их, и вообще давать простор вашему воображению и педагогическому таланту. А если вы сильно ограничены во времени, то можно воспользоваться готовыми видеоисториями на цифровой платформе EdStories, и разнообразить уроки не только в классе, но и при дистанционном или асинхронном обучении.

Не хотите пропустить публикации по этой теме? Подписаться на канал 
«Сторителлинг»

От чего зависит ваше внимание

Внимание действительно можно сравнить с мышцей. Только эта мышца не изолирована, ее работа очень сильно зависит от работы других «мышц»

И мышцу внимания очень сложно напрячь и задействовать в работе, когда остальные мышцы не в тонусе.

Например, трудно сосредоточиться, когда вы чем-то взволнованы и нервничаете, когда вы испытываете сильные желания, отвлекающие вас от работы, когда вы слишком напряжены или устали, когда вы не обдумали важную проблему, и мысли о решении этой проблемы лезут вам в голову…

Внимание зависит от многих вещей, а не только от того, насколько натренирована эта «мышца». И к проблеме внимания нужно подходить комплексно, что я и попытаюсь сделать в этой статье

Для хорошей концентрации внимания должны быть соблюдены следующие условия.

https://youtube.com/watch?v=13jwCMPhVo8

Гимнастика для мозга Ольга Троицкая

Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ»:

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2:

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА»:

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца

Синхронизация мозга и крупные сосуды сердца

УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ»:

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА»:

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»:

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх

Восьмерки в воздухе для синхронизации мозга

УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА»:

1 часть упражнения:

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения:

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Специальные упражнения

Эффективное обучение в школе невозможно без развитого внимания и умения концентрироваться. При малом объеме внимания, плохой концентрации ребенок допускает ошибки в заданиях, плохо запоминает учебный материал. Для развития этих важных умений применяют различные методики, которые вполне можно воспроизводить и в домашних условиях.

Упражнение «Пуговицы»

Для этого упражнения понадобится два набора разноцветных пуговиц. Родитель с ребенком садятся за стол друг напротив друга. Один набор с пуговицами остается у ребенка, другой набор берет взрослый. Также каждому участнику выдается по листку бумаги с расчерченными квадратами. Затем посреди стола устанавливается перегородка.

Взрослый делает первый ход — раскладывает на своем листке в определенном порядке пуговицы. Перегородка убирается. В течение десяти секунд ребенок смотрит на расположение пуговиц и запоминает рисунок. Затем перегородка снова устанавливается. И теперь школьник должен по памяти выложить такой же рисунок пуговицами на своем листе.

Упражнение «Жук»

Подготовьте лист бумаги с расчерченными клетками. Суть упражнения заключается в том, что малыш мысленно должен представлять как ползет жук под указания взрослого. Итак, родитель дает команду. Например, жук ползет вверх или жук ползет вправо и т.д. При этом малыш должен мысленно представлять, как движется жук, не водя по листку ручкой или карандашом. В какой-то момент взрослый говорит «стоп» и школьник карандашом ставит точку в той клетке, где должен был оказаться жук.

Корректурная проба

Для этого упражнения нужно приготовить старую книгу или газету с длинными текстами. Взрослый дает задание, например, все буквы «а» в тексте подчеркнуть снизу, а все буквы «о» перечеркнуть. Затем засекает пять минут, и ребенок приступает к выполнению задания. По истечении времени ребенок прекращает упражнение. А затем вместе с родителем проверяет, насколько хорошо он справился с заданием и сколько букв пропустил.

В дальнейшем игру можно усложнять. Например, сначала одна буква подчеркивается, а другая перечеркивается

А затем по команде взрослого «Внимание!» упражнение идет наоборот, первую букву перечеркиваем, а вторую подчеркиваем

Игра «Повтори фразу»

Такая игра подойдет как для школьников помладше, так и постарше. Взрослый произносит фразу «Я беру с собой на прогулку сумку». Затем повторяется эта же фраза, но уже с добавлением нового предмета. И так дальше, постепенно увеличивая количество предметов до десяти-двадцати. Ребенок должен повторять фразы, называя предметы в правильном порядке.

Рекомендуем прочитать:
Как улучшить память и внимание?

Внимание — это такое качество, которое можно и нужно развивать. Не стоит уповать только лишь на школьных преподавателей. Проводите больше времени с детьми, делайте совместно специальные упражнения в игровой форме, организуйте школьнику режим дня

Все эти приемы в скором времени помогут повысить внимание и концентрацию у школьника

Проводите больше времени с детьми, делайте совместно специальные упражнения в игровой форме, организуйте школьнику режим дня

Все эти приемы в скором времени помогут повысить внимание и концентрацию у школьника

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

10,714 просмотров всего, 7 просмотров сегодня

Методы тренировки внимания у детей и подростков

До трех лет внимание у детей носит непроизвольный характер, т. е

не зависит от их желания. Годам к 5–6 концентрация уже начинает подчиняться воле ребенка, а значит, среди младших школьников уже можно внедрять некоторые незатейливые тренировки на развитие внимания.

Игра на запоминание

Цель игры – запомнить как можно точнее последовательность слов. Родитель придумывает цепочку понятных ребенку слов, а тот должен их запомнить и воспроизвести. Чтобы малышу было проще, лучше выбирать слова из одной категории, например:

  • свекла, морковь, капуста, картошка, лук;
  • кошка, медведь, лиса, попугай, кузнечик;
  • самолет, поезд, корабль, ракета, грузовик и т. п.

Такое упражнение можно предложить и группе детей из 3-4 человек. Взрослый называет цепочку слов. Первый ребенок вспоминает и называет первое слово, второй ребенок – первое и второе, третий – первое, второе, третье и т. д.

Найди слова

Ребенку дается ряд букв. Часть из них – это случайный набор букв, часть – слова. Задача – отыскать слова. Вот пример:

БЫНШЛКОТДОПРЕТОРТЧЫЛОБДЫКВМИН

Детям помладше можно придумывать слова из одной категории, например, животные, фрукты, мебель и т. п. Деткам постарше можно давать задания посложнее: не только отыскать слова, но и выделить из них лишнее. К примеру, все слова – глаголы, но есть и одно прилагательное. Или среди слов в единственном числе найти то, что стоит во множественном.

Назови цвет

Замечательное упражнение на концентрацию, которое полезно выполнять как детям, так и взрослым. Для подготовки понадобится лист бумаги и разноцветные фломастеры или карандаши. Нужно словами написать названия цветов так, чтобы цвет, которым написано слово, не совпадал с самим словом. Проще всего понять смысл по картинке ниже.

Задача: назвать цвет, которым написано слово, и не сбиться из-за самого названия слова. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Полезные советы

Приведу еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить концентрацию у ребенка:

Детям тоже крайне полезно читать вслух и пересказывать. А чтобы при этом были задействованы оба полушария головного мозга, можно предложить ребенку читать стихи и одновременно приседать или попеременно поднимать руки.
Все, что способствует развитию мелкой моторики, благотворно влияет на мозговую деятельность
Пазлы, конструкторы и прочие подобные игры требуют высокой концентрации и внимания.
Чтобы внимание школьника не рассеивалось при выполнении домашнего задания, рабочий стол должен находиться в порядке, канцелярские принадлежности разложены по местам, все лишнее убрано

Имеет значение и освещение: оно должно быть приближено к дневному.
Не стоит прерывать ребенка в процессе какой-то деятельности, в которую он погружен
Лучше заранее предупредить его о необходимости смены занятия, чтобы он успел свыкнуться с этой мыслью.
Если ребенок очень рассеян и легко забывает о чем-то важном, можно подготовить для него записки и расклеить на рабочем столе, чтобы взгляд периодически цеплялся за них.

Питание и режим дня

  1. Исследования показали, что способность концентрироваться в значительной степени зависит от отдыха. Если вы чувствуете себя уставшим, мышление будет рассеянным. Ложитесь и вставайте в одно и то же время, отдыхайте по 7-8 часов ежедневно (но не пересыпайте на выходных – это нарушит ваш биоритм и сделает вас ленивым).
  2. Пересмотрите свой ежедневный рацион. Питание должно быть сбалансированным. Частое переедание приводит к тому, что вы будете чувствовать себя сонным и медлительным. Полезная еда (белок из нежирного мяса, рыба, молочнокислые продукты, свежевыжатые соки) вместе с полноценным сном улучшает способность сосредотачиваться.
  3. Обеспечьте организм кислородом. Большая часть крови, которая транспортирует кислород, находится в нижней части тела, не доходя до мозга, и концентрироваться становится сложнее. Чтобы решить эту проблему, чаще покидайте рабочее место, разминайте ноги и больше ходите пешком. Сделайте пару несложных физических упражнений. Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь.
  4. Состояние здоровья во многом определяет способность к концентрации. При постоянной усталости, заболеваниях и дискомфорте сосредоточиться будет непросто. Регулярно проходите медицинские обследования, принимайте курс витаминов и занимайтесь спортом – например, бегайте по утрам или запишитесь в бассейн.

Как развить внимательность? Внимание – самая ценная вещь, которой мы обладаем.

Чтобы у вас хватило внимания дочитать книгу, или дочитать эту статью, нужно обращать внимание не на то, чтобы сгруппировать правильно информацию (хотя это, безусловно, необходимо, когда у вас все в порядке с концентрацией внимания), а на свое состояние. Теряется ли внимательность, или все в норме? Беспокойтесь о вашем внимании, а не об информации

Быть внимательным – это своеобразное упражнение. Как тренировка мышц, только для сознания.

Чтобы быть более внимательным, как ни странно, нужно обращать внимание на свое внимание. Нужно его развивать и постоянно возвращаться к нему

Нельзя пробежать марафон, если ты до этого не бегал. Чтобы быть внимательным – нужно это тренировать.

И тут можно провести аналогию с телом. Тренировка тела базируется на 3 основных понятиях: тренировка, питание, отдых. Мозг – это также часть тела и ему также нужны эти 3 составляющие, чтобы развиваться. Тренировка, правда, уже не физическая, а умственная, правильное питание и отдых для восстановления.

Очень интересная в плане чередования отдыха и нагрузки, техника Помодоро, я уже о ней упоминал ранее. Основная ее суть в том, чтобы чередовать интервалы продуктивной работы и сосредоточения внимания с интервалами отдыха.

Что получается? Внимание невозможно концентрировать постоянно, мы можем удерживать его определенное время. После этого, нашему мозгу нужен отдых

Интервалы продуктивности можно тренировать, и постепенно увеличивать. То есть, начиная с небольших интервалов концентрации внимания и больших интервалов отдыха, можно дойти до длительных интервалов, с маленькими перерывами.

Суть техники можно уместить в 30 словах, по крайней мере, википедия так и делает. Ссылка на технику.

Как развить внимательность? Внимание – просто свойство мозга, которое можно тренировать. Сознательно контролируйте себя и делайте меньше, потом делайте перерыв и можно продолжать дальше

Сознательно контролируйте себя и делайте меньше, потом делайте перерыв и можно продолжать дальше.

Способность к вниманию будет постепенно увеличиваться, и через некоторое время можно будет делать более длительные интервалы.

Начинать нужно медленно и постепенно. Пробежать марафон сразу не получиться…

И что-то нужно обязательно вставить  в конце…

Сознание, как и тело – результат того, что мы делаем и как мы тренируемся. Тренировка внимания, занимает много времени, и для этого нужно выработать правильную привычку.

Тренировка внимания – хорошая привычка, на которую стоит потратить время.

Эффективные упражнения для тренировки концентрации и устойчивости внимания

1

Вычеркивание букв

За основу этого упражнения взят тест Бурдона, который направлен на выявление развития концентрации, устойчивости, а также переключаемости внимания. Вам понадобится лист бумаги, на котором в случайном порядке рядами расположены буквы. Вместо букв можно использовать цифры, фигуры. Можно взять текст из газеты или журнальный текст.

Цель: необходимо вычеркивать заданную букву (знак или фигуру), которая была указана в инструкции.

Инструкция: «Просматривая ряд за рядом, слева направо, вычеркни все буквы «К».

Варианты упражнения: вычеркивать сочетания букв («СО», «КА»); вычеркивать одну букву, другую обводить; одну букву (цифру, фигуру) подчеркивать, другую вычеркивать; использовать буквы русского и английского (немецкого, французского и т.д. в зависимости от изучаемого ребенком языка); сочетать буквы и цифры (фигуры-буквы, цифры-фигуры).

Пример: «фывакпервоцып вуклждьтсрлоукарофлстк пралпжбиьоки имрльхвщаготрло ктвфпроутаолктйрл алкортоцгкзко тмтырокл лктккдфотфввакккйй цвсткккдмплтфдловзщ»

2

Найди слова

Данное упражнение является модификацией теста Мюнстерберга, который направлен на диагностику избирательности и концентрации внимания.

Задача: максимально быстро читая текст, обвести слова.

Инструкция: « Перед тобой лист бумаги, на котором имеется набор букв, среди которых «спрятаны» слова. Быстро читая этот текст, тебе необходимо найти все слова. Здесь их восемь (пять, десять)». Количество спрятанных слов будет зависеть от ваших целей и особенностей развития внимания ребенка. Лучше начинать с более простых заданий, постепенно усложняя, добавляя по 2-3 слова с каждым новым выполнением. Это позволит создать ситуацию успеха и будет мотивировать ребенка добиваться новых высот в выполнении упражнения.

Пример: «учебникйцыф тетрадьбжюздручка чсмяпортфельфячмитпе налвнгккнигаэждлмелйфвм карандашхжрпн», «zxqwdecember lmkimayxcvbjul ysdfgjanuarynm weaprilbnvhgjun enbvewfebruaryv bncxmarchoiuyt augustpoqwsept embervrdfnovem bercxzsdoctoberqweui»

3

Найди ошибку в тексте

Задача: найти ошибку в тексте.

Инструкция: Перед тобой небольшой текст. Прочитай внимательно и найди ошибки. Старайся работать быстро, но будь внимательным: не пропусти ни одной ошибки и не вычеркни ни одной лишней.

Варианты проведения: начинаем с более простого варианта, постепенно увеличивая количество предложений и количество заложенных ошибок. Можно брать любой текст, но соответствующий возрасту ребенка.

Пример: «Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с сабаками подбежал к нему.» из сказки Л.Н. Толстого «Котенок».

4

Арифметические задачи

Это упражнение помогает развивать концентрацию и слуховое внимание. Задача: решить озвученное задание и написать ответ

Задача: решить озвученное задание и написать ответ.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить задание. Твоя задача – внимательно слушать и выполнять действия, которые я называю.  Когда я произнесу слово «Пиши!», ты должен записать полученный ответ. Все понятно? Тогда давай попробуем.»

Пример: « Есть два числа 5 и 4. Сложи эти два числа, вычти три, прибавь два. Пиши! (ответ: 8)

Варианты проведения: В зависимости от уровня математических знаний ребенка. Можно брать двузначные, трехзначные числа, использовать умножение, деление, делать цепочку выражения более длинной. Например: «Есть два числа 23 и 46. Вторую цифру первого числа прибавь ко второй цифре второго числа, отними первую цифру первого числа, умножь на первую цифру второго числа. Пиши! (ответ: 28).

5

Таблицы Шульте

Еще одно упражнение, которое отлично развивает концентрацию и устойчивость внимания — работа с таблицами Шульте.

Задача: искать цифры  в определенной последовательности.

Варианты проведения: вы можете искать цифры в прямом и обратном порядке; попросите ребенка искать только четные или нечетные числа.

Познакомиться подробнее и скачать Таблицы Шульте, потренироваться онлайн можно здесь.

Развитие внимания у детей и дошкольников

Рекомендации по развитию внимания у детей предполагают проведение еженедельных тренингов. Ведь умственные функции у них находятся в стадии формирования. Коррекционное занятие или тренировка применяются по отношению к самым разным свойствам и видам внимания. Научиться сосредотачиваться и переключаться помогут следующие приемы.

Информацию лучше подавать в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка.
Приемы развития внимания ставят целью доводить дела до конца, для чего нужно мотивировать детей на такое выполнение работы.

Логическое мышление тренируется посредством интересных заданий, вопросов.
Действия, направленные на развитие внимания, должны сопровождаться объяснением важности процесса. Следует объяснять, что при наличии сосредоточенности письмо (буквы и цифры) приобретает аккуратность. Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Такие рекомендации по развитию внимания учат аккуратности и вырабатывают способность правильно сосредотачиваться. Для детей до 6 лет придуманы различные таблицы, задания. К примеру, требуется дорисовать недостающее на картинке или соединить предметы. Приемы развития внимания отражены в пособиях для детей Елены Бортниковой. Даются задания дополнить ряд геометрических фигур, поняв закономерности. Или воспроизвести целое из половины — дорисовать недостающую часть картинки, найти отличия в двух изображениях.

Некоторые способы развития внимания не нуждаются в предварительной подготовке. Тренироваться можно на прогулке. Бросая ребенку мяч, произносим съедобные и несъедобные предметы. В первом случае малыш ловит его, во втором — отбрасывает. Развитие зрительного внимания происходит, если попросить рассказать увиденное на незнакомом маршруте прогулки. Ежедневно занимаясь, можно достичь значительных успехов.

Когда лучше развивается внимание

Замечено, что даже в одной семье дети развиваются по-разному, один быстрее начинает ходить и говорить, у другого – все, как в замедленной съемке

Психологи утверждают, многое в психике определяет индивидуальность, то же самое происходит и с вниманием. Основное условие его развития – психические особенности индивидуума, то, что дается от рождения

Это не значит, если от рождения ребенок невнимателен, значит, и в дальнейшем не надо ждать хороших результатов. Многое зависит от создания правильных условий воспитания.

Важно! Недостаточно только приобрести необходимые пособия и игрушки

Главное – постоянно заниматься с ребенком, подбирать развивающие ситуации, в которых он смог бы улучшать внимание

Гораздо проще создать условия для развития внимания у взрослых, которые сами приобретут пособия, подберут упражнения, позанимаются на специальных курсах.

Для развития внимания необходимо создать определенные условия

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Почему концентрация ухудшается

Первое, что оказывает влияние на нашу способность фокусироваться на определенном объекте, – это эмоциональное состояние. Если представить его в виде раскачивающегося маятника, то крайние положения могут означать, например, подавленность, апатию или, наоборот, всплеск ярких позитивных эмоций

И то и другое приводит к временной утрате способности концентрировать внимание

Лишь небольшие колебания этого маятника по узкой амплитуде – от легкой усталости до бодрого состояния – являются зоной нашей оптимальной работоспособности

Лишь в этом положении мы способны концентрировать свои мысли, поддерживать интерес к занятию и сосредоточивать на нем свое внимание

Что может провоцировать более интенсивные эмоциональные качели и снижать нашу концентрацию:

  • информационный перегруз;
  • частые стрессы и волнения;
  • плохой сон;
  • визуальные раздражители и шумы;
  • внутренний диалог;
  • физиологические причины – нехватка витаминов, снижение иммунитета и др.

Какие отделы мозга отвечают за концентрацию

Чтобы понять, как тренировать свой мозг, следует разобраться в вопросе – какие отделы мозга отвечают за концентрацию внимания, как работает наш мозг.

Принято условно считать, что мозг человека состоит из двух систем ответственных за контроль внимания. Утверждение принадлежит психологу – Даниэль Канеман:

  1. Система 1. Это наше подсознание. Постоянно находится в активном состоянии, не требуя намеренных усилий человека. Отвечает за генерацию отзыв на определенные внешние раздражители. Если человек слышит свое имя, он оборачивается.
  2. Система 2. Это наше сознание. Управляет сознательными действиями. Если вернуться к примеру о реакции человека, когда он слышит свое имя – система 2 служит для принятия решения. Человек с помощью сознания решает – откликнуться на призыв, или оставить его без внимания.

Таким образом, именно посредством сознания можно концентрироваться на решении определенных задач или держать какой-либо объект в центре внимания.

Однако не всегда удается сохранять нужную степень концентрации внимания.

Читайте еще: Что такое ментализм?

Причины снижения концентрации внимания

Мышление человека постоянно подвержено влиянию внешних источников раздражения. С этим связана сложность фокусировки на одной мысли, идее, объекте. 

Дэниел Гольман, автор книги о концентрации, систематизировал источники раздражения и поделил их на два типа:

  • сенсорные. Это зрительные и шумовые раздражители. От них довольно просто избавиться. Достаточно избавиться от источника шума или зрительных образов;
  • эмоциональные. Это источники связанные с «Системой 1». Устранить их таким же путем, как сенсорные – невозможно. К ним относятся мысли обо всем, что нас окружает. Они образуют бесконечный внутренний диалог, как правило, связанный со стрессовым состоянием, неприятностям, и даже положительными эмоциями. Люди сталкиваются с ситуацией, когда невозможно работать от избытка навязчивых мыслей. Эмоциональное напряжение, вызванное неприятностями, полностью одолевает разумом.

Как вернуть способность к концентрации?

Прежде всего надо создать условия, позволяющие мозгу полноценно отдохнуть, восстановиться. Это аналогично необходимости расслабить мышцы после интенсивных занятий спортом, тяжелой работы. Изнуренный заботами разум не будет эффективно работать.

Если тело нуждается в серьезном, порой длительном отдыхе, то для восстановления мозговой деятельности подойдут простые и весьма действенные способы.

Как проявляется синдром гиперактивности

Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте, начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:

  • беспокойством;
  • неусидчивостью;
  • раздражительностью, плаксивостью;
  • нарушениями сна;
  • снижением уровня внимания, постоянной отвлекаемостью;
  • импульсивностью;
  • упрямством;
  • задержкой развития речи.

Для каждого возраста разработаны отдельные нормы, несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью, что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.

Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ, является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и попадают в неприятные ситуации.

Гиперактивность или нет

Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:

  • ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
  • повышенная возбудимость, что проявляется присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами, качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок болтает, не замолкая);
  • рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже непродолжительные и отвлекаются;
  • быстрое наступление усталости при необходимости выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашней работы и контролировать их;
  • повышенная эмоциональность, проявляющаяся абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
  • невозможность довести начатое дело до логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к другому виду деятельности;
  • отсутствие самоконтроля, проявляющееся постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
  • нарушения координации, в результате чего ребенок может часто травмироваться.

Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка

Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода, переживания кризиса 3-х, 6—7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector