Как развивать внимание у детей

Содержание:

Способы развития внимания, которые не требуют подготовки

Тренинг в игровой форме легко делать во время прогулок:

  • «Съедобное — несъедобное». Помните известную детскую игру «съедобное — несъедобное»? Это прекрасное упражнение на тренировку внимания. Называйте различные предметы и продукты, кидая ребенку мячик. Если вы назвали съедобное – малыш должен поймать мяч, если несъедобное – отбить в вашу сторону.
  • «Летает – не летает». Занятие похоже на предыдущее. Когда вы называете то, что летает, малыш должен поднять руки. Если животное не летает – присесть. Когда ребенок поймет правила задания и будет хорошо справляться с ним, можете немного его запутать. Поднимайте руки на нелетающих предметах. Так вы научите ребенка самостоятельно мыслить и анализировать ситуацию.
  • «Веселая прогулка». Пройдитесь с ребенком по улице. Лучше выбрать тот маршрут, по которому вы редко гуляете. Когда придете домой, расспросите ребенка, где именно вы ходили и что видели. Запомните какие-то детали, спросите, заметил ли их ребенок. Такое занятие применяется в психологии для развития зрительной памяти. В следующий раз еще раз прогуляйтесь и попробуйте заметить что-то новое на привычном маршруте.

Тренинг на внимание можно проводить в форме игры с несколькими детьми. К примеру, такие коллективные игры, которые формируют логическое мышление:

  • Запрещенная буква. Эта игра подходит для детей младшего школьного возраста. Предлагайте детям отвечать на ваши вопросы по очереди, но при этом запретите называть какую-либо букву. Проигрывает тот, кто произнес запрещенную букву. Это также хорошее упражнение для того чтобы улучшить словарный запас.
  • Игра в подсказки. Попросите одного ребенка отойти в сторону. Загадайте оставшейся группе детей какое-либо слово. Отгадывающий должен догадаться, какое слово вы загадали группе. Ребята могут подсказывать. Например, отгадывающий говорит «Какая первая буква в слове?». И дети должны перечислить те слова, в которых эта буква встречается. Чтобы ребятам было легче играть, нарисуйте клеточки для букв слова как в кроссворде.
  • Неверно! Ведущий говорит детям какое-либо утверждение. Например, «голубь умеет летать» или «бегемот красного цвета». Задание таково. Если вы говорите правду, дети должны хлопать. Если утверждение неверно – громко топать. Игру можно сделать более познавательной, если придумать неожиданные утверждения и усложнить задание.
  • Кружок-хлопок. Очень сложное задание на распределение внимания. Предложите детям рисовать круги в течение минуты и считать их. При этом хлопайте, дети также должны считать хлопки. Выигрывает тот, кто правильно посчитал и нарисованные кружки, и хлопки.

Ежедневно занимаясь с детьми во время прогулки, вы поможете им хорошо развить внимание и научиться сосредотачиваться.

https://youtube.com/watch?v=5a356rSbV1w

Эффективные упражнения для тренировки концентрации и устойчивости внимания

1

Вычеркивание букв

За основу этого упражнения взят тест Бурдона, который направлен на выявление развития концентрации, устойчивости, а также переключаемости внимания. Вам понадобится лист бумаги, на котором в случайном порядке рядами расположены буквы. Вместо букв можно использовать цифры, фигуры. Можно взять текст из газеты или журнальный текст.

Цель: необходимо вычеркивать заданную букву (знак или фигуру), которая была указана в инструкции.

Инструкция: «Просматривая ряд за рядом, слева направо, вычеркни все буквы «К».

Варианты упражнения: вычеркивать сочетания букв («СО», «КА»); вычеркивать одну букву, другую обводить; одну букву (цифру, фигуру) подчеркивать, другую вычеркивать; использовать буквы русского и английского (немецкого, французского и т.д. в зависимости от изучаемого ребенком языка); сочетать буквы и цифры (фигуры-буквы, цифры-фигуры).

Пример: «фывакпервоцып вуклждьтсрлоукарофлстк пралпжбиьоки имрльхвщаготрло ктвфпроутаолктйрл алкортоцгкзко тмтырокл лктккдфотфввакккйй цвсткккдмплтфдловзщ»

2

Найди слова

Данное упражнение является модификацией теста Мюнстерберга, который направлен на диагностику избирательности и концентрации внимания.

Задача: максимально быстро читая текст, обвести слова.

Инструкция: « Перед тобой лист бумаги, на котором имеется набор букв, среди которых «спрятаны» слова. Быстро читая этот текст, тебе необходимо найти все слова. Здесь их восемь (пять, десять)». Количество спрятанных слов будет зависеть от ваших целей и особенностей развития внимания ребенка. Лучше начинать с более простых заданий, постепенно усложняя, добавляя по 2-3 слова с каждым новым выполнением. Это позволит создать ситуацию успеха и будет мотивировать ребенка добиваться новых высот в выполнении упражнения.

Пример: «учебникйцыф тетрадьбжюздручка чсмяпортфельфячмитпе налвнгккнигаэждлмелйфвм карандашхжрпн», «zxqwdecember lmkimayxcvbjul ysdfgjanuarynm weaprilbnvhgjun enbvewfebruaryv bncxmarchoiuyt augustpoqwsept embervrdfnovem bercxzsdoctoberqweui»

3

Найди ошибку в тексте

Задача: найти ошибку в тексте.

Инструкция: Перед тобой небольшой текст. Прочитай внимательно и найди ошибки. Старайся работать быстро, но будь внимательным: не пропусти ни одной ошибки и не вычеркни ни одной лишней.

Варианты проведения: начинаем с более простого варианта, постепенно увеличивая количество предложений и количество заложенных ошибок. Можно брать любой текст, но соответствующий возрасту ребенка.

Пример: «Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с сабаками подбежал к нему.» из сказки Л.Н. Толстого «Котенок».

4

Арифметические задачи

Это упражнение помогает развивать концентрацию и слуховое внимание. Задача: решить озвученное задание и написать ответ

Задача: решить озвученное задание и написать ответ.

Инструкция: «Сейчас я буду произносить задание. Твоя задача – внимательно слушать и выполнять действия, которые я называю.  Когда я произнесу слово «Пиши!», ты должен записать полученный ответ. Все понятно? Тогда давай попробуем.»

Пример: « Есть два числа 5 и 4. Сложи эти два числа, вычти три, прибавь два. Пиши! (ответ: 8)

Варианты проведения: В зависимости от уровня математических знаний ребенка. Можно брать двузначные, трехзначные числа, использовать умножение, деление, делать цепочку выражения более длинной. Например: «Есть два числа 23 и 46. Вторую цифру первого числа прибавь ко второй цифре второго числа, отними первую цифру первого числа, умножь на первую цифру второго числа. Пиши! (ответ: 28).

5

Таблицы Шульте

Еще одно упражнение, которое отлично развивает концентрацию и устойчивость внимания — работа с таблицами Шульте.

Задача: искать цифры  в определенной последовательности.

Варианты проведения: вы можете искать цифры в прямом и обратном порядке; попросите ребенка искать только четные или нечетные числа.

Познакомиться подробнее и скачать Таблицы Шульте, потренироваться онлайн можно здесь.

Как правильно поддерживать развитое внимание

Заниматься развитием внимания недостаточно – нужно научиться поддерживать достигнутый результат

Важно не перенасыщать мозг информацией. Она должна поступать дозировано, чтобы у нейронов была возможность полноценно ее перерабатывать

Также не стоит распыляться на мелочи. Необходимо направить силы на развитие самоконтроля и силы воли.

Чтобы усилить эффект от упражнений, нужно включить в рацион продукты, улучшающие память и внимание. К ним относят орехи, морепродукты, пряности, овощи, фрукты и черный шоколад

В этих продуктах присутствуют вещества, отвечающие за стимуляцию работы головного мозга.

Препараты, улучшающие концентрацию внимания, принимают в тех случаях, когда проблема вызвана определенными заболеваниями. Подбор лекарственных средств осуществляет врач. Иногда улучшить положение помогают витаминные комплексы, но их назначают после сдачи анализов.

Концентрация внимания – непостоянное явление. Она может как падать, так и увеличиваться. Чтобы быть более внимательным, нужно вести здоровый образ жизни и регулярно выполнять специальные упражнения.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Упражнения для развития памяти

Каждый вечер вспоминайте события дня

Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.

Записывайте сны

У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!

Скачайте на телефон игры для развития памяти

Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.

Запоминайте ценники на продукты

Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».

Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт

Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.

Картинки найди 10 различий

Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.

Диагностика

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Принципы развития концентрации

Представленные ниже принципы нужно обязательно понять и запомнить, т.к. они являются основной любого эффективного метода развития концентрации, включая тот, о котором пойдет речь далее. Вот эти принципы:

Сознание работает циклично

В процессе его функционирования чередуются периоды концентрации и отвлечения, поэтому ослабление внимания следует воспринимать в качестве вполне нормального явления.
Важно бережное отношение к себе. Саморазвитие и прокачка своих навыков не должны сопровождаться насилием над собой и доставлять серьезный дискомфорт

Тренировать свои способности необходимо в оптимальном для себя режиме.
Результаты достигаются постепенно. Начинать работу необходимо с той сложности, которая соответствует текущему уровню развития. Повышать интенсивность и сложность можно, только методично поднимаясь со ступени на ступень.

Думаем, вы согласитесь с тем, что озвученные принципы несут в себе смысл и здоровое зерно. Глупо ставить их под сомнение и пренебрегать ими, иначе никакого ощутимого прогресса просто-напросто не будет. Так что советуем вам их полностью принять и использовать в любой работе над собой вообще. Теперь давайте перейдем к самой технике.

Упражнения для улучшения внимательности

Многие специалисты предлагают отличные упражнения, благодаря которым можно развить свою внимательность. Мы же предлагаем самые лучшие из них. Начнем с гимнастики Вуджека Тома, для которой нужно выделить немало времени.

Перед собой положите часы и на протяжении двух минут отслеживайте ход стрелки. Концентрация внимания должна быть на секундной стрелочке. Что-то помешало, и вы отвлеклись, вернитесь на исходную позицию и повторите упражнение вновь.
Второй шаг – то же самое, но при включенном телевизоре

Выбирайте интересную для себя передачу и полностью концентрируйте внимание на секундной стрелке. Отвлеклись на передачу, кино – начните сначала.
Третий, более сложный вариант – следить за секундной стрелкой и в уме вести счет четных чисел

Сбились – начните сначала и продолжайте две минуты.

Эти простые на первый взгляд, но сложные упражнения нужно повторять каждый день в сводные минуты и в полном уединении.

Также существует ряд упражнений, при которых необходимо концентрировать свое внимание на новых предметах. Это второй вариант – запоминаем обстановку

Если в комнате кто-то есть, шумят, галдят – ничего не получится, процесс требует полной тишины. Затем, нужно полностью описать их признаки. Обычно, как мы уже знаем, люди вспоминают до 7 моментов. Специалисты по психологии просят описывать не только крупные, но и мелкие подробности.

Например, войдите в новое помещение, комнату и на протяжении одной минуты внимательно осмотрите её. Постарайтесь запомнить как можно больше. Затем, выйдите из нее и опишите на чистом листке бумаги все то, что вы помните.

Следующий шаг – превратите процесс в игру. Попросите друга при вашем выходе из комнаты что-то переставить местами. Вернитесь и подумайте, что не стоит на своем месте. Это может быть как предмет мебели, так и что-то из его же одежды

То есть, вам придется переключать внимание и порыться в анналах своей памяти. Это отличное упражнение, помогающее концентрировать и развивать свое внимание

Самый доступный способ развивать память и внимание – рукоделие. Вяжите, вышивайте

Кропотливая работа, требующая концентрации нашего внимания также отлично сказывается на деятельности мозга, ведь задействована мелкая моторика. Обратите внимание, какие старушки лучше соображают: те, что сидят «сложа руки» или те, кто то и дело что-то вяжет, вышивает.

Упражнения для развития внимания детей отражены в разгадках типа: «Найди 5 отличий». Сначала малышам дают простенькие задачки, затем количество отличий в картинках увеличивается. Потом уже нужно отличать цвета, мелкие детали.

Следующий способ помочь ребенку – после посещения определенного места, например, цирка, зоопарка, попросить его нарисовать то, что он видел.

Положите перед своим чадом несколько предметов, например, выложите в ряд яблоко, грушу, сливу, персик, виноград. Пусть он внимательно посмотрит на эти предметы, закроет глаза, а вы уберете что-то из них. Открыв глаза, он должен показать, чего не хватает во фруктовом ряду.

Развитие памяти и внимательности у ребенка станет залогом его успешности в учебе. А значит, сформируется отличная площадка для перспективного будущего.

Упражнения на развитие внимания

Тренировка на развитие внимательности должна распространяться не только на зрительные образы, но также на слуховое и осязательное ощущение. Чем больше будет проводиться тренировок, тем более естественной и качественной станет внимательность

Анализ закономерностей в процессах также заставляет сосредотачиваться и проявлять внимание. Наблюдательность помогает развить внимательность

Визуальное

Упражнения на развитие внимательности часто представлены в игровой форме. Это может быть внимательное рассмотрение пейзажа или объекта, и последующее описание того, что человек запомнил. Для зрительных упражнений подходит тренировка по выделению максимального количества деталей в конкретном предмете (цвет, форма и т.д.).

Слуховое

Упражнения для работы по развитию слуховой внимательности также требует тренировок. Это может быть, например, сосредоточивание на определенном голосе при общем разговоре нескольких человек.

Аналогичный эффект развития даст концентрация на музыке, звучащей на заднем фоне, пении птиц в парковой зоне и т.д. При этом визуального контакта с источником звука может не быть.

Осязательное

Осязательное развитие внимательности требует концентрации на своих ощущениях при закрытых глазах. Упражнения могут быть как простыми, так и сложными: ощупывание произвольно подобранных кем-то другим предметов при завязанных глазах

Для качественного анализа попавшего в руки предмета, на нем необходимо сосредоточиться, обращая внимание на форму, размер, фактуру, температуру вещи

Комплексное

Хороший эффект по развитию дает полное сосредоточивание на блюде, которое подано в кафе. Задача – подробно описать цвет, внешний вид, вкус, аромат, текстуру пищи, а также эффект, который ощущается от всех компонентов и использованных для приготовления продуктов.

Кроме того, дополнительно возможно проанализировать:

  • сервировку стола;
  • музыку, звучащую фоном;
  • погоду за окном;
  • разговор за столом и т.д.

Медитация

Занятия медитацией могут быть также полезны для того, кто стремится к развитию внимательности. Достаточно может быть проводить медитацию от 10 до 30 минут, распределяя внимательность на свои ощущения, контроль дыхания и возникающие мысли.

Причины дефицита внимания

На наши психические процессы охотятся все кому не лень. Что же приводит к снижению внимательности:

  1. Инфекции и разные болезни – я заметила, что после коронавируса у меня резко появилась рассеянность! Приятного мало: я-то понимаю, что нервная система немного пострадала. Берегите себя!
  2. Работа “на грани” – если человек постоянно работает в полную мощь, на последнем издыхании, однажды (и это “однажды” наступит очень скоро) он заметит, что его работоспособность быстрыми темпами спускается “на нет”. Главное – вовремя остановиться.
  3. Переутомление (физическое или моральное), особенно стрессы.
  4. Плохое зрение – когда человек вынужден кучу сил тратить только на получение информации, а на ее переработку уже не остается энергии.
  5. Нехватка витаминов и микроэлементов – особенно такое состояние бывает весной, когда появляется авитаминоз, снижается энергия организма, страдает усидчивость.
  6. Долгое сидение перед телевизором, компьютером и телефоном – слишком много информации приходится перерабатывать нашему мозгу, поэтому он просит пощады.
  7. Неправильное питание – это к нехватке витаминов и микроэлементов. Слишком жирная пища забирает силы у мозга, а нежирная их вообще не дает. Монодиеты вообще “сжирают” психическое процессы.
  8. Недосыпание – на самом деле это одна из первых и важных причин. Мозг не восстанавливается, страдает нервная система. Вот вам и рассеянность, и бесконечные ошибки человека.

Гимнастика для мозга Ольга Троицкая

Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ»:

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2:

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА»:

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца

Синхронизация мозга и крупные сосуды сердца

УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ»:

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА»:

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»:

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх

Восьмерки в воздухе для синхронизации мозга

УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА»:

1 часть упражнения:

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения:

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Развитие внимания у детей и дошкольников

Рекомендации по развитию внимания у детей предполагают проведение еженедельных тренингов. Ведь умственные функции у них находятся в стадии формирования. Коррекционное занятие или тренировка применяются по отношению к самым разным свойствам и видам внимания. Научиться сосредотачиваться и переключаться помогут следующие приемы.

Информацию лучше подавать в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка.
Приемы развития внимания ставят целью доводить дела до конца, для чего нужно мотивировать детей на такое выполнение работы.

Логическое мышление тренируется посредством интересных заданий, вопросов.
Действия, направленные на развитие внимания, должны сопровождаться объяснением важности процесса. Следует объяснять, что при наличии сосредоточенности письмо (буквы и цифры) приобретает аккуратность. Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Такие рекомендации по развитию внимания учат аккуратности и вырабатывают способность правильно сосредотачиваться. Для детей до 6 лет придуманы различные таблицы, задания. К примеру, требуется дорисовать недостающее на картинке или соединить предметы. Приемы развития внимания отражены в пособиях для детей Елены Бортниковой. Даются задания дополнить ряд геометрических фигур, поняв закономерности. Или воспроизвести целое из половины — дорисовать недостающую часть картинки, найти отличия в двух изображениях.

Некоторые способы развития внимания не нуждаются в предварительной подготовке. Тренироваться можно на прогулке. Бросая ребенку мяч, произносим съедобные и несъедобные предметы. В первом случае малыш ловит его, во втором — отбрасывает. Развитие зрительного внимания происходит, если попросить рассказать увиденное на незнакомом маршруте прогулки. Ежедневно занимаясь, можно достичь значительных успехов.

Свойства внимания

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.

Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо

Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.

Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.

Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.

Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.

Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.

Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.

Внимательность: практическое применение

Внимание представляет собой избирательную направленность восприятия явления или конкретного объекта. Эта способность позволяет ориентироваться в окружающем мире, и правильно оценивать объекты и явления в психике

Само по себе внимательность не может рассматриваться как отвлеченный и обособленный психический процесс. Ее рассматривают только в комплексе с другими процессами в организме. Работая в комплексе с другими, внимательность позволяет осмысленно принимать решения, думать, анализировать и запоминать поступающую информацию.

Развитая внимательность значительно облегчает:

  • продвижение по службе;
  • решение бытовых вопросов;
  • процесс обучения и т.д.

По статистическим данным 85 человек из 100 лучше работают при таких условиях:

  • в тишине дома или в дороге;
  • утром или вечером, когда все домочадцы ушли.

Этому есть объективное обоснование: именно развитая внимательность отвечает за процесс восприятия информации.

Поступающие данные:

  • сохраняются в память;
  • обрабатываются и воспроизводятся за счет мышления.

Если внимательность ухудшается по каким-либо причинам, происходит сбой в системе запоминания, обработки и воспроизводства поступающего потока информации. В результате падает производительность, а раздражительность, наоборот, растет.

Развитие внимательности поможет в таких вопросах:

  • качественно переключаться между задачами;
  • поднимать свою помехоустойчивость;
  • легче осваивать новую информацию;
  • замечать недочеты и ошибки.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про кошелек Миллера), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте здесь.
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и темперамента. Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть интересный материал.
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector