Как развить внимание: подробное руководство

Содержание:

Подумайте о вашем внимании, как о мышце

Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.

  • Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
  • Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
  • Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.

Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.

Тест на внимательность с фотографиями

Помните, не так давно по сети бродили картинки из серии “найди кота”? Здесь задания построены по тому же принципу: дана фотография, на которой скрывается заявленный объект. Только вместо котов вам нужно будет искать людей, собак, мышей, тигров, лягушек и другую живность.

Не так-то это и просто! Над некоторыми картинками я сидела по 10 минут. Отличная тренировка не только внимательности, но и усидчивости. Проверять себя нужно будет самостоятельно. Под каждым заданием есть ответ. Если на него нажать, откроется картинка с обведенными контурами объекта. Запаситесь хотя бы часом времени, потому что заданий аж целых 35.

Упражнения на развитие внимания в повседневной жизни

Предлагаем вам эффективные упражнения на развитие внимания, которые не займут много времени. Выполнять их легко каждый день, в перерывах между делами.

Картина в деталях. Найдите в интернете и распечатайте незнакомую вам картинку. Желательно, чтобы на ней не присутствовало одинаковых элементов. 5 секунд смотрите на нее, а потом переверните, вспомните и озвучьте те детали картинки, которые вам запомнились. Нормой считается запоминание 5–9 деталей, если вы вспомнили меньше, то вы невнимательны, больше – у вас развитая концентрация внимания.
Включите телевизор, а рядом с ним поставьте часы со стрелками. На протяжении двух минут концентрируйтесь только на секундной стрелке, стараясь не отвлекаться на телевизор.
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Теперь начинайте обеими руками одновременно чертить на бумаге геометрические фигуры

Важно: правой и левой рукой рисовать нужно разные фигуры. Когда у вас это получится, то поставьте таймер на минуту и рисуйте фигуры на скорость. Средний результат – от 5 до 10 фигур, удовлетворительный результат – от 10 до 12.
Действуйте по схеме предыдущего задания, но используйте не фигуры, а цифры.

  • Выберите любой предмет из окружающей вас обстановки. Пять минут внимательно рассматривайте его. Закройте глаза, мысленно воспроизведите детали, которые вам удалось запомнить. Открыв глаза, посмотрите на него и определите, какие детали вы забыли. Снова закройте глаза и вспомните детали. Повторяйте упражнение до тех пор, пока у вас не получится мысленно воспроизвести полное описание предмета.
  • Предмет из предыдущего упражнения спрячьте. Теперь возьмите карандаш и постарайтесь воспроизвести этот образ на бумаге.
  • Лежа в постели перед сном, вспомните лица людей, которых вы сегодня встречали. Проанализируйте слова и жесты.
  • Бросьте мимолетный взгляд на страницу с текстом. Попробуйте воспроизвести максимум информации со страницы.
  • Расставьте перед собой пять предметов. Накройте накидкой. Резко снимите накидку и 10 секунд запоминайте предметы. Снова накройте предметы, возьмите лист бумаги и опишите каждый предмет в деталях. Постепенно увеличивайте количество предметов.
  • Войдите в комнату, в которой вас еще не было. Быстро осмотрите обстановку и выйдите обратно. Все, что вы успели заметить, опишите на бумаге, позже сравнив написанное и оригинал.
  • Когда идете по привычному для вас маршруту, запоминайте каждый предмет или явление на своем пути. Потом изложите наблюдения на бумаге, подробно описав каждый предмет.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Упражнения для пожилых людей:

Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе

Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
Запоминание и структурирование информации

Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
Хорошая тренировка – игра в слова или города.
Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
Складывание пазлов и головоломок.
Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее

Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу

Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать

Можно ли развить внимание при помощи специальных упражнений?

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506, 38863, 38890, 38931) ) ) { ?><?php } ?>
Ответ однозначный: да, можно.

Упражнения на развитие внимания могут быть весьма эффективными, если выбрать те, что действительно помогут и не ленится ежедневно тренироваться.

Накачать внимание, как мышцы тела, вы не сможете, но сам процесс весьма похож: только регулярное выполнение упражнений поможет в развитии внимания. Для того чтобы тренировки проходили максимально успешно, вам нужно визуализировать свое внимание, например, представить его в виде светящегося луча, что поражает цели или фотовспышки (как это делаю я)

Для того чтобы тренировки проходили максимально успешно, вам нужно визуализировать свое внимание, например, представить его в виде светящегося луча, что поражает цели или фотовспышки (как это делаю я). Вот еще несколько советов, как усилить эффективность упражнений на развитие внимания:

Вот еще несколько советов, как усилить эффективность упражнений на развитие внимания:

  1. Не совмещайте тренировки с выполнением какого-то дела – толку от этого не будет.

    Вы должны сосредоточиться на чем-то одном.

  2. Убедитесь, что ваше психическое и физическое состояние в норме.

    Если вы чем-то встревожены, расстроены, плохо себя чувствуете, то не сможете полностью сосредоточиться на упражнениях по развитию внимания.

  3. Создайте себе оптимальные условия для занятий – убедитесь, что ничто и никто вас не отвлекает.
  4. Проявляйте должное усилие и старание во время занятий.
  5. Не бросайте выполнение упражнений после недели–двух, считая, что они бесполезны.

    В их эффективности вы убедитесь не ранее, чем через месяц.

Развитие сценической внимательности

Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:

Найти несколько фотографий с людьми

Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
Прислушайтесь к звукам на улице

Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
Каждый день учитесь различать запахи цветов.

Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:

Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:

  • Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
  • Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.

Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:

  • Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
  • Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.

Освоение последнего этапа развивает внимательность артиста в жизни:

Пройдитесь по дороге, которую вы хорошо помните. Проследите, как изменилась улица

Найдите как можно больше деталей.
Когда идете на работу или по делам, обращайте внимание на людей. Замечайте и запоминайте их лица, стрижки, одежду, стиль, типажи.

При выполнении упражнений на внимание помните, что важно не переусердствовать, чтобы не сбиться с поставленной цели

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Советы для тренировки внимания в быту

Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей

Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
Подобная задача предыдущей

Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.

Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать. Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.

Закрепление

Итак, чтобы подытожить, повторим главные тезисы:

  • Внимательность – не прерогатива гениев и учёных, а насущная необходимость даже в повседневной жизни. Озаботьтесь улучшением навыка концентрации.
  • Если вас что-то систематически отвлекает, выясните, не является ли это расстройством. Прежде чем приступать к нагрузкам, разберитесь с барьерами сознания и негативными программами. Возможно, необходимо избавиться от старой психологической травмы.
  • Научитесь абстрагироваться от внешних раздражителей, находить уверенность и спокойствие внутри себя. Делайте вещи, которые вам нравятся, вызывают положительные эмоции, но в меру. Установите взаимосвязь между этими вещами и продуктивной деятельностью, чтобы работа ассоциировалась с удовольствием.
  • Практикуйте медитацию и техники расслабления.
  • Освойте навык скорочтения – он усилит концентрацию внимания, параллельно дав вам новую сверхспособность.

Что такое внимание

Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль

Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.

От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем

Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало

В некоторые моменты неумение сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, во время управления автомобилем.

Существуют профессии, требующие предельной внимательности: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик

Становятся ими вовсе не какие-то гении, имеющие от природы идеальное внимание, а обычные люди. Если им удалось довести навык концентрации до совершенства, значит, и у нас с вами получится

Регулярные тренировки помогут вам “накачать” мышцу внимания и повысить за счет этого свою продуктивность.

Как эффективно развивать внимание у младших школьников

У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна

Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут. Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.

Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое. Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
  • устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
  • концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
  • избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
  • распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
  • переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
  • произвольность (концентрация внимания по требованию).

Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.

В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.

Чем отличается распределение внимания от переключения?

Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных  и даже не зависимых друг от друга вопросов:

Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.

Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.

Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:

  • организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
  • подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.

Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.

Тесты на развитие внимания и памяти для школьников

Тест «Таблицы Шульте»

Перед вами расположены таблицы с цифрами, разбросанными в разном порядке от 1 до 24. Необходимо смотреть в центр таблицы, чтобы охватить взглядом всю таблицу целиком, и называть цифры в порядке возрастания от 1 до 25.

Нужно стараться называть как можно быстрее и правильнее. Засеките время, за которое ребенок называет одну таблицу. Хорошо, когда ему требуется 30-40 секунд на каждую таблицу.

Лучше выполнять за один подход все таблицы сразу. И как можно чаще практиковаться.

Методика Шульте — Горбова «Красно-черная таблица»

Эта методика используется для оценки переключения и распределения внимания.

Перед вами расположены таблицы Шульте, но с цветными числами: черного цвета от 1 до 25 и красного цвета от 1 до 24. Необходимо называть попеременно одну черную и одну красную.

Например, 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное и так далее до 25 черное и 1 красное.

Нужно постараться уместиться в 2 минуты. Если ребенок затратит меньшее количество времени, то будет просто замечательно.

Методика Пьерона-Рузена

Это методика используется для оценки уровня концентрации внимания. Перед вами ряд геометрических фигур с проставленными в них значками.

Необходимо проставить во всех геометрических фигурах во всех рядах соответствующие символы: в квадратах — галку, в треугольниках — минус, в кругах — плюс, в ромбах — точку.

Лучше делать этот тест на бумаге. Если бумаги нет под рукой, то можно тренироваться называя вслух.

Методика «Корректурная проба (Тест Бурдона)»

Для исследования используют материал из букв, цифр, фигур. Необходимо зачеркнуть определенную букву, цифру, фигуру в каждом ряду. На выполнение дается 5 минут.

Через каждые 60 секунд ребенком по команде делается отметка-черта, по которой будет видно сколько знаков просмотрено за минуту. Дальше в таком же порядке продолжается выполнение теста до сигнала «Стоп» или до конца теста.

Подсчитывается количество просмотренных строк и ошибок, а также затраченное время. На основе данных, делаются вычисления и оценивается уровень внимания.

В целях развития внимания, нужно начинать с простых таблиц, где разница между объектами максимальна, потом усложнять. Можно зачеркивать не один предмет, а несколько и разными способами. На выполнение давать 2 минуты.

В этих тестах необходимо за 2 минуты:

  • зачеркнуть елочку, подчеркнуть грибочек
  • обвести флаг, зачеркнуть круг

Тест Торндайка на развитие внимания и памяти

Для оценки избирательности внимания

Перед ребенком 100 трехзначных цифр. Задача найти заданные трехзначные числа среди ста других. Нужно последовательно, или как хочет ребенок, найди указанные числа и как можно быстрее. На выполнение задания дается максимум пять минут.

Необходимо стремиться к норме, она составляет 190 — 210 секунд. Этот тест для школьников 3 класса и старше, и взрослых.

Тест «Запомни и расставь точки» на оценку и развития объема внимания

Вырезаются все карточки по отдельности. Карточки представляют собой таблицы с проставленными в произвольном порядке точками.

Ребенок рассматривает каждую карточку, запоминает, переворачивает или закрывает, и проставляете точки в соответствующих местах в пустых бланках.

Каждая карточка предъявляется 2 раза. Ребенок начинает с первой карточки, смотрит на нее в течение 1 секунды, старается запомнить, потом еще раз, а потом за определенное количество времени на пустом бланке проставляет точки в нужные места пустой карточки.

Так ребенок проделываете с остальными карточками до номера 8.

Для того, чтобы вспомнить и проставить на пустых бланках ребенку дается время:

  • с 1-4 карточки по 10 секунд
  • с 5-6 карточки по 15 секунд
  • 7-8 карточки по 20 секунд

Для удобства можно, работая с одной карточкой, закрывать другие, ненужные в данный момент.

Развитие внимательности: с чего начать

Как и любое качество, внимание нуждается в развитии. Чтобы прохождение курса развития дало ожидаемый результат, необходимо к вопросу подойти со всей серьезностью

Мотивация: как приблизить себя к цели

Для того чтобы освоение нового проходило качественно, необходимо настроить себя на развитие внимания. Мотивация должна быть достаточно сильной и стабильной. Развитие навыка может быть полезно для успешности человека — соискания более высокой должности, поднятия успеваемости в учебном заведении и т.д.

Рацион: пить или не пить

Одним из факторов, способствующих развитию внимания, является сбалансированный рацион. При этом должно потребляться достаточное количество воды, чтобы функционирование мозга, и восприятие были полными.

Есть ли у вас план?

Планировать изучение нового материала – первый шаг на пути к достижению цели. Специалисты, занимающиеся разработкой психологических курсов, настоятельно рекомендуют, проходить уроки развития внимания подряд, не пропуская, и не прерываясь на длительное время.

Курс по развитию, к примеру, рассчитан на 15 дней. В течение этого времени занятиям желательно уделять достаточно времени, выполняя все упражнения, и не игнорируя теорию.

Кроме того, умение планировать, поможет лучше справляться с поставленными задачами в обычной жизни и научит обязательности:

  • своевременная оплата квитанций;
  • вовремя сделанные телефонные звонки;
  • в сроки сданные отчеты и т.д.

Как не мешать самому себе

Приступая к изучению курса по развитию внимательности, необходимо осознавать, что многие помехи человек создает себе сам, даже когда этому не способствуют внешние факторы. К таким вариантам можно отнести:

  • привычка курить;
  • частые чаепития;
  • проверка почты чаще, чем это необходимо на самом деле;
  • длительные разговоры по телефону;
  • «зависание» в соцсетях и т.д.

Доля таких отвлечений может составлять до половины. Следует проанализировать свой распорядок, и сделать выводы.

Чтобы не нарушать процесс усвоения и обработки поступающей информации, необходимо понимать, какие факторы реально мешают, и установить для себя ограничения, а также правила. Если им не следовать, движение к цели будет медленным, и тренировки могут оказаться вообще малоэффективными.

Может ли внимание быть чрезмерным?

Нарушение внимания у школьников, и у взрослых часто связано, как ни парадоксально, именно с чрезмерным влиянием. В ряде ситуаций следует наоборот абстрагироваться от лишней на данный момент информации, и не проявлять к ней интереса.

К таким событиям, которые требуют полной концентрации внимания, относятся:

  • управление сложными механизмами;
  • составление важных документов (например, финансовых отчетов);
  • управление автомобилем;
  • прохождение экзаменационных испытаний и т.д.

Во время важных и ответственных мероприятий должно быть осознанное восприятие входящей информации. Отвлекаться при этом можно только на то, что напрямую влияет на качество выполнения поставленной задачи.

Перерывы: нужны они или не нужны

В процессе выполнения ответственных заданий (например, школьные уроки, проведение сложных подсчетов и т.д.), практически каждый делает перерывы. Такие паузы позволяют переключиться на что-то другое, чтобы потом приступить к решению задачи с новыми силами, взглянуть на проблему под новым углом и избежать «замыливания» взгляда. При отсутствии перерывов в течение длительного времени производительность работы будет снижена.

Примером такого перерыва может быть гимнастика для глаз после скрупулезной сверки большого количества цифр. Другой пример – прогулка на улице после вычитки текста или легкая разминка.

Быть внимательным наполовину: есть ли в этом смысл?

Внимательность на половину – недопустимо для того, кто стремится развить свое внимание и укрепить имеющиеся навыки. Достичь этого возможно в том случае, когда не происходит отвлечения на второстепенные факторы, а сама информация воспринимается в полном объеме

Слушать разговор или рассматривать, к примеру, объект, необходимо внимательно, с концентрацией на поступающей информации.

Отвлекающими факторами может быть дискомфорт, вызванный каким-либо фактором:

  • голод;
  • неудобная поза;
  • боль и т.д.

Бывают ситуации и обстоятельства, при которых внимание не получается сконцентрировать на важных вещах. Если нельзя устранить факторы, мешающие сосредоточиться (например, плохое самочувствие), то лучше будет по возможности отложить выполнение ответственного дела на более позднее время

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать.

Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя

Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок. Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.
Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил. Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Тренировка памяти и внимания у взрослых

С возрастом память чаще всего ухудшается, что связано как с уменьшением в мозге количества нервных клеток, так и со стрессами, вредными привычками, неправильным образом жизни, недостаточным временем для сна. Поэтому память и когнитивные способности надо постоянно совершенствовать с помощью специальных тренировок.

Упражнения для взрослых:

Тренировку можно совмещать с бытовыми делами. Например, совершая покупки в магазине, многие берут с собой шпаргалки со списком необходимых продуктов или звонят домой. Нужно постараться заранее все обдумать и обойтись без подсказок.
Хорошо тренирует память внимательное чтение. Читать можно в любое время: в дороге, в обеденный перерыв или перед сном. Усвоив информацию, нужно мысленно пересказать ее как можно точнее. Чтобы не терять времени, это можно делать на улице или в дороге. Постепенно объем текста следует увеличивать.
Чрезвычайно полезно для мозга запоминание различных деталей

Разговаривая с человеком, рекомендуется обращать внимание на его одежду, обувь, цвет глаз, манеру выражаться и т. д

Потом все это следует мысленно воспроизвести. На улице можно обратить внимание на номера домов, маршрутов автобусов, номерные знаки автомобилей. А запоминание ценников в магазине поможет еще и сэкономить.
Данное упражнение требует спокойной обстановки. Нужно выбрать какой-нибудь предмет и внимательно его изучать в течение 30 секунд. Затем, отвернувшись, следует описать вещь как можно подробнее. Имеют значения любые детали.
Психологи рекомендуют упражнения, задействующие сразу несколько чувств. Например, в парфюмерном магазине можно побрызгать понравившийся парфюм на полоску, а затем постараться вспомнить его название. Пробуя новое блюдо, рекомендуется связать его вкус с каким-нибудь интересным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector