Артикуляционная гимнастика для детей

Содержание:

Как проводить артикуляционную гимнастику

Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому

Надо отработать то, что плохо дается.
Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.

Упражнения для щек, глотки и мягкого неба

Эти органы тоже требуют нашего внимания. Эффективны следующие упражнения:

  1. Хомяк. Надувайте щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно.
  2. Лопнувший мяч. Надуйте щеки, а затем ударьте по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.
  3. Кашель. Хорошенько откашляйтесь с открытым ртом.
  4. Полоскание. Изобразите полоскание горла с запрокинутой назад головой.
  5. Медленные согласные. Постарайтесь как можно медленнее произнести звуки “к”, “г”, “т”, “д”.
  6. Мелкие глотки. Наберите полстакана воды и выпейте ее очень маленькими глоточками.
  7. Воздушный шарик. Перегоняйте воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд.
  8. Рыбка. Втяните щеки. В таком положении несколько раз сомкните и разомкните губы.

Загляните также в нашу подборку упражнений для развития речевого дыхания. В комплексе они дадут еще более ощутимые результаты.

Когда по возрасту необходимо заниматься постановкой звуков

Упражнения для развития артикуляционного аппарата у малышей следует начинать как можно раньше, это позволит избежать проблем со звукопроизношением в будущем.

Не нужно дожидаться определенного возраста, чтобы приступить к занятиям. С трех-четырех месяцев мама должна общаться с ребенком. Рассказывая сказки или стихи, произносить звуки четко и не искажать их.

С пяти-шести месяцев можно поиграть, имитируя гудение парохода или игру на дудочке.

Приблизительное время усвоения звуков детьми:

  • у самых маленьких в возрасте 1—2 года — А, Э, О, М, Б, П;
  • в 2—3 — У, Ы, И, Х, К, Г, Н, Д, Т, Й, Ф, В;
  • в 4 — Щ, Ж, Ш, Ч, Ц, З, С;
  • в 5 лет — Р, Л.

После того, как малышу исполнится год, в норме он должен говорить от одного до десяти слов и понимать от тридцати до шестидесяти. Произношение звуков у дошкольников полностью формируется к пяти годам. Если имеются дефекты произношения, то некоторые специалисты рекомендуют подождать, пока малышу исполнится пять лет, и лишь потом приниматься за их исправление. Но тянуть с коррекцией речи нельзя, так как патологии бывают разные, и их не всегда удается устранить до школы, поэтому первую консультацию логопеда следует запланировать в три года.

Допускается подождать с исправлением дефектов речи до пяти лет в следующих случаях:

  1. Малыш не выговаривает какие-то звуки, пропускает их. К примеру, «Л» и «Р» пропускаются или дошкольник выговаривает их как подобие «Ы».
  2. Произнесение одного и того же звука каждый раз по-разному.
  3. «Л» и «Р» звучат как «Й».
  4. Нечеткое произношение, и сложно определить, на какой звук оно похоже.
  5. Замена на губные аналоги. Например, шипящие и свистящие больше походят на нечеткие «В» и «Ф».

Нельзя откладывать коррекцию произношения, если:

  1. «Р» произносится на «французский» манер.
  2. Звук все время заменяется другим, к примеру, «С» на «Ш». Это служит свидетельством недостаточности фонематического слуха.
  3. Свистящие, шипящие, «Л» и «Р» малыш выговаривает с «Х» либо заменяет их на «Х». Подобное говорит о том, что у ребенка речевой выдох нарушен.
  4. Если во время произношения свистящих дошкольник помещает язычок между зубками, то это говорит об имеющейся патологии подвижности органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика для гласных звуков

Четкое произношение в значительной степени определяется развитием речевых органов. Для совершенствования функциональности речевого аппарата применяется артикуляционная гимнастика:

Гараж. Ребенок широко раскрывает рот, представляя, что это гараж, в который въезжают машины, при этом язык расслаблен. Через 5 секунд закрывает. И так еще 2 раза.

Собачка. Логопед демонстрирует изображение собаки, как она скалится, таким образом животное улыбается. Затем предлагает ребенку улыбнуться, как собачка, показав зубы. В ходе упражнения дошкольник смотрит на себя в зеркало.

Хомяк. Ребенок рассматривает изображение зверька, надувшего щеки. Логопед предлагает дошкольнику раздуть щеки, как хомяк, держать воздух 5 секунд, не раскрывая рот.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Существуют
стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой

Они помогают
разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка.
Например:. К упражнению «Маятник»:

К упражнению «Маятник»:

Тик-так, тик-так. Ходят часики – вот так! Влево тик, вправо так. Ходят часики – вот так!

К упражнению «Варенье»:

Нашей Маше очень смелоНа губу варенье село.Нужно ей язык поднять,Чтобы капельку слизать.

К упражнению «Чистим зубки»:

Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.

 К упражнению «Пароход»:

Вывожу язык вперед.Закушу его — и вот:«Ы» — так гудит пароход.

Также
стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один
из вариантов есть в книге Анищенковой
Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать
на лошадке или стучать молоточком по заборчику.

Расстелил половичок На крылечке Язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. Д – д – д – д – д – д – стучит
молоточек Т – т – т – т – т – т – вот забит
гвоздочек.

Методы постановки

Практикуются 2 метода постановки гласных у дошкольников. Первая методика принадлежит дефектологу Федору Федоровичу Рау, включает такие пункты:

  1. Продолжительное изолированное проговаривание, а также в слогах.
  2. Отработка изолированного и слогового произношения.
  3. Изменение громкости проговаривания.
  4. Слоговое проговаривание ударной и безударной гласной, затем в словах.
  5. Определение гласной в слогах.

У педагога Ксении Александровны Волковой иной подход:

  1. Изолированное проговаривание.
  2. Произношение при напряженных органах артикуляции ударной гласной, находящейся в первом слоге слов и в первой позиции слога.
  3. Отработка ударной и безударной формы фонемы.
  4. Проговаривание в начале и конце слов, внутри слов меж согласными.
  5. Определение гласной в слогах, затем в словах.

Постановка гласных звуков у детей

Рассмотрим по очереди принципы постановки гласных. В начале занятий для улучшения моторики органов артикуляции применяются артикуляционная гимнастика, массаж языка и щек.

Постановка А

Для развития дыхания применяются логопедические упражнения «Ныряем» – вдыхать ртом, а выдыхать носом, и «Понюхай цветок» – медленно и плавно вдохнуть, не поднимая плечи, на выдохе произнести «Ах!», а также вызов бурления воды в стакане посредством выдувания воздуха через соломинку большого диаметра.

Для постановки звука А применяется логопедическая игра «Греем ладошки», направленная на формирование долгой, равномерной и сильной струи воздуха. Ребенок округляет губы, ровно выдыхает теплый воздух на свои руки, как делал бы в морозную погоду, произнося «А-а-а-а-а».

Постановка О

Для совершенствования фонематического слуха применяется игра «На чем я играю?». Педагог играет на музыкальных инструментах, не показывая их детям, а те пытаются угадать, какой предмет издает звук.

Для развития дыхательной способности применяются игры «Ныряем» и «Задувание свечи». Во втором случае ребенок делает глубокий носовой вдох, медленно и тихо выдыхает воздух на свечное пламя, чтобы оно не погасло, затем делает сильный и продолжительный выдох, чтобы огонь погас. Также применяется вызов бурления воды, только через соломинку малого диаметра.

Звук О ставится по подражанию с помощью игры «Как охает больной?». Ребенок глубоко вдыхает через нос. Сжав губы в трубочку и открыв рот, выдыхает, при этом тихо произносит: «О-о-о-о-ох».

Постановка И

Для совершенствования дыхания педагог просит ребенка дуть, словно легкий ветерок, а также создавать бурление воды, используя соломинку большого диаметра.

Ставится звук И по подражанию: произносится медленно, с постепенным удлинением выдоха. Педагог предлагает покричать, как осел. Воспитанник произносит: «Иа-иа-иа!».

Второй метод – механический. Логопед чуть надавливает на конец языка, пододвигая его к резцам нижнего зубного ряда.

Постановка Э

Для улучшения слухового восприятия применяется упражнение «Кто как кричит?». Педагог включает записи звуков, издаваемых разными животными, а воспитанник должен узнать, кто так кричит. Затем дошкольник рассматривает изображения животных, указывает пальчиком, чьи голоса слышал.

Дыхательные упражнения все те же: «Ныряем», дуть, как легкий ветерок, и делать бурление воды посредством соломинки большого диаметра.

Для постановки звука Э практикуется игра «Вздохи». Ребенок представляет, что хочет вздохнуть после тяжелой работы. Он глубоко втягивает воздух носом, подводит кончик языка к нижним резцам и, открыв рот, растянув губы в легкой улыбке, тихо проговаривает: «Э-э-э-э-эх». Когда дошкольник научится тихо выговаривать фонему, можно перейти к произношению во весь голос.

Постановка Ы

Для совершенствования слухового восприятия применяется игра «На чем я играю?». Для развития дыхательной способности практикуется напевное проговаривание гласных.

Звук Ы ставится по подражанию и механическим методом. Во втором случае логопед слегка давит на кончик языка шпателем, отодвигает язык назад.

Постановка У

Для совершенствования дыхательной способности применяются задания «Задувание свечи» и создание бурления в стакане посредством соломинки большого диаметра.

Ставится звук У по подражанию. Педагог спрашивает, как воют волки на луну. Воспитанник произносит: «У-у-у-у!». Как кричит в лесу заблудившийся грибник: «Ау-у-у-у!». Какие звуки издает корова: «Му-у-у-у-у!».

Второй метод постановки – механический. Логопед посредством шпателя сдвигает язык назад, а пальцами вытягивает губы ребенка.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляция гласных в норме

В категорию гласных входят 6 фонем: А, И, У, О, Э, Ы. При их произношении воздух выдыхается со звуком, в надставной трубе или резонаторной камере он обретает определенный тембр, который зависит от очертаний полости рта и глотки, направленности воздушного потока.

Помимо вышеуказанных, вот какие бывают гласные звуки в русском языке: Ё, Е, Я, Ю. Это йотированные фонемы, то есть образовавшиеся от О, Э, А, У с добавлением звука Й. Каждая из перечисленных фонем нуждается в четкой наружной и глоточной артикуляции, иначе речь будет невыразительной, некрасивой.

Артикуляция гласных имеет общую особенность: поднятое мягкое нёбо прижимается к задней поверхности глотки, воздушный ток через полость носа перекрывается, в результате воздух идет через ротовое отверстие. Голосовые складки напрягаются, формируя звучание.

Вот какая артикуляция конкретных гласных:

А – челюсти раскрыты, расстояние между зубными рядами около 1,5 см, губы не полностью закрывают резцы и клыки, язык расслабленно лежит, передним краем касаясь нижних зубов;

О – губы округлены и незначительно вытянуты, закрывают зубы, язык сдвинут вглубь ротовой полости, напряжен, в задней части приподнят к мягкому нёбу;

У – губы сжаты и вытянуты дудочкой, верхние зубы не касаются нижних, язык поднят к нёбу, а его основание задвинуто вглубь полости рта;

И – губы слегка улыбаются, чуть обнажив зубы, язык сдвинут вперед, приподнят;

Э – губы улыбаются, рот раскрыт так, что видны зубы, кончик расслабленного языка касается резцов нижнего ряда, а боковины – верхних моляров;

Ы – рот приоткрыт, губы растянуты, между резцами есть небольшое расстояние, напряженный язык отодвинут назад, в задней части приподнят, но не прикасается к нёбу.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска
сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.
  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Массаж при гипертонусе мышц у ребенка

Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм

Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом

Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:

Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони

Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам

Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.

Три способа постановки звука [ц]

После выполнения гимнастики, оставаясь перед зеркалом, попросите ребенка постараться повторять за вами. Существует три способа помочь малышу произнести звук правильно.

Подражание

Медленно произнесите звук несколько раз подряд. Пусть малыш посмотрит на вашу артикуляцию и попытается повторить, наблюдая за собой в зеркало. Ему может потребоваться несколько попыток, поэтому запаситесь терпением. Если же у малыша никак не получается, то переходите к следующему способу.

Догонялки

Произнесите звукосочетание много раз друг за другом. Делайте это как можно быстрее, чтобы они слились в отрывистые звуки . Предложите ребенку поиграть в «догонялки»: кто сможет быстрее повторять – тот победитель.

Превращение

Для правильного выполнения вам понадобится ватная палочка или спичка. Попросите малыша медленно произносить звук несколько раз подряд. Пока он делает это, легонько опускайте его язык к нижним зубам с помощью ватной палочки. Таким образом, звук должен превратиться в немного шепелявый .

Существует много креативных способов подачи информации, которые можно и нужно использовать в процессе обучения ребенка: картинки (которые можно найти онлайн и распечатать), карточки (можно нарисовать цыпленка, цветок и другие вещи, в названии которых есть буква Ц, вместе с ребенком). Также можно создать и использовать на занятиях презентацию Power Point.

Отводя всего 5 минут в день артикуляционным упражнениям на звук , можно добиться неплохих результатов. Кода вы видите, что у малыша наконец получается выговаривать правильно, предлагайте ему соединять его с другими звуками в слоги и слова. Однако не стоит прекращать занятия артикуляционной гимнастикой до тех пор, пока малыш не сможет произносить все существующие в языке звуки без трудностей.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль
играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит
умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и
правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать
их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он
зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик»
улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на
нижней, не перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как
будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты
вперед

Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха
через трубочку в стакан с водой

Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно
«нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть
    рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
    чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный
    язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко
    выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо
    упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить
    напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом
    надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как
    цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный
    рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
    попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть
    щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно
    сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Примеры упражнений и самомассажа в игровой форме

Самомассаж губ и языка активизирует кровообращение артикуляционных органов, улучшает их работу. Делать самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.

Примеры самомассажа:

  1. «Смешная песенка». Скажите малышу: «Смешную песенку я знаю, на губах сейчас ее сыграю». Продемонстрируйте как, двигая сверху вниз по губам указательным пальчиком, проговаривать: «Б—Б—Б».
  2. «Спрячь губки». Подогните и втяните губы, «чтобы дождиком не замочило», удержите такое положение немного прижав губы зубами. Теперь ребенок прячет губки.
  3. «Расческа». Расскажите ребенку, что во рту есть расческа, которой можно причесать губки. Закусите нижнюю губу и «причешите» (потрите) ее верхними зубами, затем верхнюю и «причешите» ее нижними зубами.
  4. «Любопытный язычок». Расскажите ребенку о том, что язычок очень любопытный и не хочет сидеть во рту. Сложите губы в улыбку, а зубы сомкните не очень плотно и покажите, как язычок протискивается между зубками. Верхние резцы должны скоблить по верхней части языка. Попросите ребенка повторить упражнение.
  5. «Непослушный язычок». Объясните малышу, что язычок провинился — вышел на улицу без спроса, один и его следует наказать. Высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, затем засовывайте обратно, также покусывая по всей длине. Выполняя движения, повторяйте «та-та-та-та». Попросите малыша повторить.
  6. «Пожалеем язычок». Высовывайте и засовывайте язык, одновременно похлопывая его губами и приговаривая «пя-пя-пя». Кусать не надо. Предложите ребенку повторить.

Автоматизация гласных звуков

После постановки следует автоматизация произношения. Начало занятий такое же, как при постановке, то есть применяются все те же упражнения для развития слухового восприятия фонем и дыхательной способности.

Автоматизация А

Для автоматизации изолированного произношения применяются занятия «Греем ладошки», «Аня плакса» и «Аня засыпает». Педагог просит показать, как плачет Аня. Воспитанник сначала тихо, затем во весь голос произносит: «А-а-а-а-а!». Педагог просит убаюкать засыпающую Аню. Ребенок произносит звук, как при укачивании в колыбельке: «Ааа-ааа-а!».

Второй этап – произнесение гласной в словах. Дошкольник дает имена трем девочкам на картинках, произносит вслух вслед за педагогом: «Аня. Маша. Алла».

Автоматизация О

Сначала гласная проговаривается изолированно, затем в сочетании с другими звуками.

Для автоматизации произношения гласной в словах нужны карточки, изображающие девочку, обруч, окно и осу. Дошкольник повторяет предложения вслед за логопедом: «Это Оля. У Оли есть обруч. Оля смотрит в окно. Олю укусила оса».

Другое задание – повторение слов: овощ, осень, окно, окунь, орех, ослик.

Автоматизация И

Ребенок учится проговаривать гласную изолированно, затем в сочетании с другими звуками.

Для автоматизации в словах дошкольник повторяет вслед за логопедом: игра, блин, лилия, пила, лимон, индюк, слива, ива. Пусть воспитанник нарисует какой-либо из перечисленных объектов.

Автоматизация Э

Для занятия нужны изображения девочки и собаки. Ребенок проговаривает вслед за педагогом: «Это Эмма. У Эммы есть собака Эдик. Эмма зовет собаку: «Эдик, иди кушать!». Эмма кормит собаку: «Эдик, ешь!».

Другое задание – повторение слов: эхо, это, эму, экран, эскимо, эмаль.

Автоматизация Ы

Сначала применяется автоматизация изолированного произношения, затем в сочетании с другими фонемами.

Для автоматизации в словах дошкольник проговаривает слова вслед за педагогом: дым, дыня, мыло, мышь, рыжий, пыль, лыжи.

Автоматизация У

На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.

Ребенок выговаривает слова за педагогом: ухо, утюг, уж, урок, муха, улица, ум.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
    можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
    и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще
    2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс
    выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже
    отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо
    делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное
    движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед
    зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за
    ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
    маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый,
    а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от
    простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность
    выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
    подвинуть язык  в сторону ложкой или
    другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно
    включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических
    упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
    счетов.

Подготовка к упражнениям

У человека три основных органа, участвующих в артикуляции: язык, губы и нижняя челюсть. Мы планомерно будем заниматься с каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут быть задействованы щеки, небо, мышцы шеи.

Прежде чем начать тренировки, вы должны усвоить несколько правил:

  1. Выполнять упражнения нужно ежедневно. Или в крайнем случае заниматься через день.
  2. Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше всего проводить перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.
  4. Не стоит браться сразу за все. На начальном этапе, когда вы будете обучаться правильному выполнению гимнастики, составьте комплекс из 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа. Затем постепенно добавляйте новые.

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный
    сигматизм, при котором кончик языка просовывается
    между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
    прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка
    при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
    длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, 
    З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
    гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
    не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
    и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
    язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
    З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного
    сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
    смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
    может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
    происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
    которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
    повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Как определить гипертонус у ребенка?

Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка, чтобы определить симптомы мышечного напряжения вовремя, поскольку они могут быть указанием на наличие серьезного неврологического заболевания.

  1. Малыш спит мало и беспокойно, причем при нахождении на спине он поджимает руки и ноги.
  2. Во время плача ребенка запрокидывает назад голову и сильно выгибается. Кроме этого, наблюдается дрожание подбородка.
  3. Описывая симптомы гипертонуса у ребенка, стоит упомянуть и о частых срыгиваниях и болезненной реакции на разные раздражители, например, свет и звук.
  4. До исполнения месяца ребенок уже удерживает голову и это не признак быстрого развития, а симптом напряжения мышц, что заставляет его выгибать шею и спину вперед.

Гипертонус языка у ребенка

В некоторых случаях встречается мышечное напряжение артикуляционных мышц: языка, губ, неба и мышц лица. Чтобы определить повышен тонус языка у ребенка или нет, попросите его открыть рот и если проблема есть, то язык будет двигаться назад и становиться «горой» или же, наоборот, вытягиваться вперед. Если напряжение в области рта и губ, то они плотно смыкаются, и будет наблюдаться затруднение произвольного открывания рта. Когда повышен тонус верхней губы, то рот будет приоткрытым и возникнет повышенное слюноотделение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector