Задачи когнитивной психологии

Когнитивное мышление: варианты развития

Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях. 

Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное, характерное для малышей в возрасте до трех лет. Познание мира происходит через ручные манипуляции: нужно все потрогать, подержать, помять, поковырять. Только таким способом мозг способен воспринимать информацию.
  2. Наглядно-образное, проявляется в возрасте до семи лет и характеризуется восприятием мира через образы и зрительное восприятие. В этой стадии становится достаточно видеть некоторые предметы, чтобы определить их назначение.
  3. Отвлеченное, при нем человек мыслит сложными или несуществующими образами, которые невозможно воспроизвести в памяти. 

Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.

Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?

  1. Держать ложку, зубную щетку, карандаш в левой руке (если вы правша и наоборот, если левша).
  2. Менять маршрут следования на работу, домой, в магазин, в спортзал.
  3. Выбрать другую программу спортивной тренировки, а не ту, к которой адаптировалась тело и мозг.
  4. Разгадывать сканворды и кроссворды.
  5. Изучать иностранные языки.
  6. Вести здоровый образ жизни, периодически отказываясь от вредных продуктов.
  7. Вставать раньше.
  8. Совершать некоторые привычные действия, закрыв или завязав глаза. 

В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:

  • игра с пуговицами, бусинками, крупами (строго под наблюдением взрослых во избежание несчастных случаев),
  • пальчиковые игры с пословицами и песнями,
  • игры во время купания (переливание воды из одной емкости в другую, использование резиновых игрушек),
  • рисование красками, фломастерами на разных поверхностях, использование раскраски.

Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:

  • пазлы,
  • мозаику,
  • собирайте конструкторы,
  • завязывайте шнурки, застегивайте замочки и пуговки,
  • одевайте кукол,
  • вырезайте картинки из бумаги и картона.

Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:

  • Синхронное рисование двумя руками. Положите перед собой лист бумаги, в обе руки возьмите 2 ручки или карандаша. Начинайте рисовать одновременно правой и левой руками геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сначала можно отрабатывать рисование одинаковых фигур, после усложнить задачу и рисовать одной рукой круг, другой – треугольник. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга, что приводит к балансу мыслительной деятельности и развитию воображения.
  • Проговаривание слов наоборот. Услышав или вспомнив отдельные слова или короткие фразы, постарайтесь их произнести или мысленно воспроизвести наоборот, то есть с конца. Это упражнение развивает нестандартное мышление и помогает развитию памяти.
  • Считаем в уме. Попробуйте обходиться без калькулятора и в случае произведения математических расчетов, считайте в уме. Упражнение способствует развитию мышления и помогает четкой формулировке мыслей.
  • Автобиографическая практика. Вспоминайте свою жизнь двумя способами: от настоящего момента назад и с детства к настоящему моменту. Тренировка развивает память и аналитические способности, способствует образному мышлению и акцентированию деталей.

Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.

Методы

Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.

Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.

Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Развитие когнитивных способностей у взрослых

После 25 лет медленно снижается пик заложенных природой когнитивных способностей, но даже простая тренировка способна существенно замедлить этот процесс. Главное – регулярность, а тип действий для развития познавательных и аналитических функций можно подобрать индивидуально. Это может быть как интернет-тренажер, так и смена деятельности.

Доказано, что новые межнейронные связи активно образуются в нестандартных условиях, поэтому в любом возрасте будет полезно попробовать что-то новое.

Важно не прекращать развитие, в какой бы сфере оно ни происходило. Однообразная жизнь слабо способствует улучшению уровня мышления

Творчество, изучение нового языка  – прекрасные способы тренировать свой мозг. С пользой проводите время в сети, это хороший источник новой информации, поле для развития, как в зрелом, так и в пожилом возрасте.

Развитие когнитивных способностей у детей

В детском возрасте закладывается базис основных навыков в когнитивной сфере. Для того чтобы развитие шло активнее, нужны не только развивающие игрушки, но и занятия с взрослыми, которые помогут исследовать мир.

Общий

Любое необычное для ребенка действие, общение со сверстниками, информация, поступающая извне, впечатления, учеба или индивидуальный тренинг стимулируют прогресс когнитивных навыков.

Поощрение фантазии, пальчиковые игры, разучивание стихов, путешествия с ребенком будут оказывать положительное влияние на построение новых связей между нейронами. Используйте упражнения для детей по развитию когнитивных функций: синхронное рисование, игры в слова, устный счет, мемо-тренинг, карточки с ассоциациями и другие.

Подборка игр для развития когнитивных навыков в детском возрасте

Тест на профориентацию персонала – Викиум

Это бесплатный когнитивный тест онлайн, который состоит из 30 вопросов. После его прохождения каждый сотрудник получает рекомендации по профессиональному развитию. Автоматически вы увидите список подходящих профессий, и будут даны общие рекомендации по развитию когнитивных способностей.

Платформа “Викиум” предоставляет когнитивный тест в оценке персонала для того, чтобы подсказать, как реализовать творческий потенциал сотрудника. По результатам вы увидите, какие условия нужны каждому человеку для максимального развития своих когнитивных и профессиональных навыков. Результаты методики дают возможность ускорить отбор новых сотрудников.

Опросник решает 2 важных вопроса:

Какие когнитивные способности нужно развивать, чтобы достигать своей максимальной эффективности и успеха

На какие профили подготовки нужно обратить особенное внимание

Шевелить извилинами: мозго-машинные интерфейсы

Что есть Чтение мыслей становится научной обыденностью. Системы, позволяющие напрямую передавать сигналы от мозга к компьютеру, сегодня разрабатываются и на биофаке МГУ, и в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, и в ростовском НИИ нейрокибернетики.

Но не только мозги управляют компьютером, но и наоборот. «Разрабатываются системы и методы управления биообъектами (биороботами), в качестве которых выступают черепахи, кролики, дельфины», — сообщается на сайте кафедры общей биологии Пединститута ЮФУ. Публика была шокирована тем, что ростовские ученые фактически создали киборга. Черепахе вживили электроды, установили ей на панцирь процессор, в итоге движениями животного можно было управлять с помощью джойстика.

Что будетБуквально через два-три года в компьютерном супермаркете можно будут купить устройство, позволяющее играть в стрелялку-бродилку с помощью силы мысли. Позже станет доступно мысленное управление любыми устройствами, и такая мелочь, как компьютеры и мобильные телефоны, перекочуют из наших карманов прямиком в мозг, подсоединенный к Великой сети.

история

Философский, размышления человеческого разума и его процессы были вокруг еще со времен древних греков. В 387 г. до н.э., Платон , как известно, предположили , что мозг был местом психических процессов. В 1637 году Рене Декарт утверждал , что люди рождаются с врожденными идеями, и пересылается идею дуализма ума и тела , которая стала известна как вещество дуализма ( по существу мысль , что ум и тело являются два отдельных веществ). С этого времени основных дебаты последовали через 19 — го века о том, было ли человеческое мышление исключительно эмпирическим ( эмпиризм ), или включены врожденное знание ( нативизм ). Некоторые из тех , кто участвует в этой дискуссии включали Джордж Беркли~d и Джон Локк на стороне эмпиризма, и Иммануил Кант на стороне нативизма.

С философской дискуссии продолжаются, с середины до конца 19 — го века был критический момент в развитии психологии как научной дисциплины. Два открытия , которые впоследствии играют существенную роль в когнитивной психологии были Поль Брока «открытие s области мозга в значительной степени ответственны за производство языка и Вернике » открытие s из области считается, главным образом отвечать за понимание языка. Обе области были впоследствии официально назван в честь своих основателей и срывов производства языка индивида или понимания из — за травмы или пороки развития в этих областях пришли к широко известным как афазии Брока и афазии Вернике .

С 1920 — х до 1950 — х лет, основной подход к психологии был бихевиоризм

Первоначально его сторонники рассматривать психические события , такие как мысли, идеи, внимание и сознание как ненаблюдаемые, следовательно , вне сферы науки психологии. Один пионер когнитивной психологии, которые работали за пределами (как интеллектуальные и географические) бихевиоризма был Жан Пиаже. С 1926 по 1950 — е годы и в 1980 — х годах он изучал мысли, языка и интеллекта детей и взрослых.

С 1926 по 1950 — е годы и в 1980 — х годах он изучал мысли, языка и интеллекта детей и взрослых.

В середине 20-го века, три основные влияния возникли, что будет вдохновлять и формировать познавательную психологию как формальная школа мысли:

  • С развитием новых технологий ведения войны во время Второй мировой войны , необходимость более глубокого понимания человеческой производительности пришла известность. Такие проблемы, как , как лучше обучать солдат , чтобы использовать новую технологию и как иметь дело с вопросами внимания в то время как под принуждением стали районами необходимости для военнослужащих. Бихевиоризм при условии , мало , если какое — либо понимание этих вопросов , и это было работой Дональда Бродбент , интеграции концепций из исследований человеческой производительности и недавно разработанной теории информации , что кованая путь в этой области.
  • Разработки в области компьютерной науки приведут к параллелям , разрабатываемых между человеческой мыслью и вычислительной функциональностью компьютеров, открывая совершенно новые области психологической мысли . Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон провел несколько лет разработки концепции искусственного интеллекта (ИИ) , а затем работал с когнитивными психологами относительно последствий ИИ. Это способствовало концептуализации психических функций по образцу так , что компьютеры обрабатываются такими вещи , как хранение памяти и поиск, и он открыл важный дверной проем для когнитивизма .
  • Ноам Хомский «s 1959 Критика бихевиоризма и эмпиризма в более общем плане , инициированного , что бы стали известны как„ когнитивной революции “. Внутри психология, в критике бихевиоризма, JS Брунер, JJ Goodnow & GA Остин написал «изучение мышления» в 1956 г. В 1960 г. Г. А. Миллер, Е. Galanter и К. Прибры писали свои знаменитые «Планы и структура поведения» , В том же году, Брунер и Миллер основал Гарвардский Центр когнитивных исследований, которые институциализировалась революцию и запустил поле когнитивной науки.
  • Формальное признание области участвует в создании научно — исследовательских институтов , такие как Джордж Мандлер Центр на обработку информации человека в 1964 году Mandler описал истоки когнитивный психологии в статье 2002 года в журнале история Бихевиоризмов

Найссер поставил термин «когнитивная психология» в обиход через его книги когнитивной психологии , опубликованной в 1967 г. определение Нейсера из «познания» иллюстрирует то-прогрессивную концепцию когнитивных процессов:

Когнитивное мышление

Начиная с рождения человек тренирует когнитивные способности, учится мыслить и взаимодействовать с миром. Деятельность его мозга совершенствуется, проходя три основных стадии:

  1. наглядно-действенная, при которой ребенок изучает предметы визуально и на ощупь и анализирует поступающие данные;
  2. наглядно-образная – в этот период происходит усвоение правил поведения, основных логических принципов, развитие памяти, речи;
  3. отвлеченное мышление – человек учится оперировать образами и абстрактными конструкциями.

В норме все три стадии проходят до наступления взрослости, но и в старшем возрасте можно развивать когнитивное мышление любым доступным образом: обучиться игре в шахматы, решать логические задачи, выработать каллиграфическое письмо, читать познавательную литературу, разгадывать кроссворды.

Подборка развивающих, настольных игр, головоломок для взрослых и детей

Когнитивная психотерапия

В процессе становления психотерапии возникло направление, объясняющее нарушения и расстройства психики через ошибки мышления. Ученые, придерживающиеся этой теории, считают, что коррекция стереотипов восприятия, убеждений, шаблонов поведения может помочь человеку переосмыслить сложные ситуации и убрать внутренние негативные факторы.

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Еще больше вариантов вы найдете в нашей подборке тренажеров для развития мозга.

Кто и где проводит занятия

Подобные мероприятия должны проводиться только квалифицированными специалистами: психологами, клиническими психологами, психотерапевтами. При работе со «сложными» клиентами с серьезными заболеваниями (болезнь Альцгеймера, последствия инсульта) занятия должны разрабатываться и проводиться совместно с врачом.

Групповые тренинги могут проходить в стационаре, где человек проходит курс лечения (больница, реабилитационный центр) или постоянно проживает (дом престарелых). Также занятия организуются в психологических или специализированных тренинговых центрах, куда люди приходят только на время занятий.

Когнитивные функции и процессы

Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.

Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.

Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.

Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.

Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:

концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.

Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.

Что такое вызванные потенциалы и зачем их регистрировать?

Работа любого органа связана с определенной электрической активностью.

Не углубляясь в подробности просто спрошу: Вы, как пациент, относитесь к ЭКГ или ЭЭГ как к какому-то шаманству?

Отвечу за Вас: нет.

А ведь ЭКГ и ЭЭГ — это и есть запись той самой электрической активности (сердца и мозга соответственно). Вызванные потенциалы — тоже самое и даже проще. Вы знаете, что определенные участки головного мозга отвечают за определенные функции. В затылочной области, к примеру, зрительный центр. В височных областях центры, связанные с речью и слухом. К этим — отростки нервных клеток, которые можно представить в виде кабелей, протянутых от органов чувств (глаз, ушей, кожи и т.д.) к центрам в головном мозге. Когда эти центры активно работают — в них возрастает электрическая активность.

Регистрация вызванных потенциалов — это не что иное, как фиксация этой самой активности, возникающей в ответ на целенаправленное раздражение каких-либо рецепторов (зрительных, слуховых, чувствительных и прочих).

В итоге, полученный результат помогает оценить функциональное состояние и определенных центров в головном мозге, и состояние проводящих путей.

Все элементарно. Понятна и диагностическая ценность подобного исследования. Так почему же регистрация вызванных потенциалов мало кому назначалась и мало кто о ней хоть что-то слышал (в отличие от той же МРТ, которую проводят не только по назначению врача, но и самостоятельно по любому поводу)? Ответить Вам на этот вопрос я затрудняюсь.

Диагностика деменции

По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:

  • умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения);
  • деменция — легкой, умеренной или тяжелой степени (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения).

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).

При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:

До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:

  • ОАК;
  • КАМ;
  • развернутый биохимический анализ крови (общий белок, креатинин, глюкоза, гликированный (гликозилированный) гемоглобин, билирубин общий и прямой, ферменты печени (АСТ, АЛТ, КФК, ЩФ, ГГТ), общий холестерин, липидный спектр, калий, натрий, кальций, витамин Д, витамин В12, фолиевая кислота, ТТГ);
  • МРТ головного мозга без контрастирования на аппарате мощностью не менее 1,5 Тл, с обязательным выполнением коронарных срезов для оценки объема гиппокампов (результаты лучше представлять на диске в формате DICOM);
  • ЭКГ;
  • УЗДС БЦА.

Также полезно проанализировать такие данные пациента:

  • вредные привычки;
  • список регулярно принимаемых препаратов;
  • список привычных продуктов питания;
  • питьевой дневник;
  • дневник физической активности, распорядок дня.

Что происходит

Два главных тренда будущего — усложнение и ускорение изменений. Мировые экономики достигли уровня, при котором невозможно развиваться без внедрения новых технологий. Согласно опросу Tech Pro Research, 70% крупных компаний разрабатывают или уже имеют стратегию цифровизации.

Исследователи Оксфордского университета считают, что половину рутинных задач автоматизируют через 15–20 лет. Результаты глобального исследования технологий, рабочих мест и навыков, проведенного PwC, подтверждают этот прогноз. Более 53% специалистов уверены, что их работа устареет или сильно поменяется за следующие десять лет, 77% работников придется переучиваться или менять профессию. Если людей выгоднее заменить искусственным интеллектом, это обязательно сделают.

Согласно отчету Fujitsu от 2018 года, 68% предпринимателей по всему миру видят будущее бизнеса как совместную работу людей и роботов. В этой работе человеку останутся интеллектуальные задачи — работа разума, рассуждение и аналитика. Справиться с такой работой и адаптироваться к неопределенному будущему помогает критическое мышление.

Индустрия 4.0

Бухгалтеры и журналисты: кого еще скоро могут заменить роботы

Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:

«Критическое мышление может работать на уровне осведомленности, на уровне аналитических навыков и профессиональном уровне. Последовательное освоение этих уровней помогает рационализации восприятия, делает окружающую действительность не лучше, но чуть понятнее, а предсказуемость — залог психологического комфорта. Критическое мышление не поможет избежать рисков, но поможет их идентифицировать».

Основные концепции

Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

Рекомендации для поддержки когнитивных функций

Помимо развития, о котором мы поговорим немного позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться. Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия

Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия

Питание

Про здоровое питание много говорится в последнее время. И не зря. Ведь всякие красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Помимо этого, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.

Поэтому, дорогие мои, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, пейте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.

Сон

Особенно влияет на когнитивные способности сон. Я сама это испытала: когда недосыпала продолжительное время, заметила, что слова в речи путаю, забываю что-то. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстанавливаться.

Во время сна мозг не спит. Он анализирует и упорядочивает всю информацию, которая поступила в течение дня. Дайте ему возможность это сделать. Делайте себе отсыпные дни, ложитесь спать в один день, а просыпайтесь на следующий. Старайтесь спать не меньше 6 часов в сутки, а лучше 8.

“Нет” вредным привычкам

Уже давно доказано, что алкоголь, никотин и наркотики (даже легкие, травка и энергетические стимуляторы тоже) отрицательно влияют на мозг. Сознание сужается, изменяется его состояние – человек неадекватно себя ведет. О каком там развитии речь… Особенно подросткам нельзя “шутить” с вредными веществами! Начнем с того, что это яд, а они еще дети.

Вредной привычкой еще я назову позднюю еду, желание подольше поспать и мало двигаться. Все это негативно сказывается на состоянии нашего мозга, его работе и работе когнитивных процессов. Вполне возможно, что привычка поздно просыпаться приведет к снижению скорости реакций, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу главного компьютера, поэтому и с когнитивной сферой все хорошо.

Мотивация

Старайтесь мотивировать себя на разные свершения, наполняйте мозг хорошими стимулами. Например, сделайте доброе дело – получите благодарность. Пойдите на симфонический концерт – получите эмоции и пополните запас образов в воображении. Посидите с подругой в кафе, с другом сходите в тир – вот вам хорошие стимулы, которые будут мотивировать на что-то хорошее.

Для мотивации обучаться, работать, ярко жить смотрите фильмы, читайте полезные книги, учитесь историям успеха известных людей.

Отдых

У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные возможности нашего мозга, которые нужно охранять.

Если вы бесконечно сидите в разных группах в Вайбере, Телеграме, просматриваете ненужные сторис в Инстаграме или Фейсбуке, не удивляйтесь утрате концентрации, снижению памяти и скорости реакций. Такие “посиделки” к добру не приведут.

Мы подвержены шквалу ненужной информации, и она растрачивает ресурс нашего мозга. Сортируйте информацию, старайтесь максимально ограничить поток “грязи” в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если нет такой возможности, слушайте музыку природы: крик дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромное.

Отсутствие стресса

И на этом пункте самое время рассмеяться! “Как?” – спросите вы. Действительно, полностью оградить себя от стресса не получится. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, что уже само по себе стресс. Учтите, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только, например, речь, но все когнитивные способности.

Ваша задача и ответственность – максимально избегать стрессов. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенную тренировку.

Аутогенная тренировка для избавления от стресса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector