Как развить креативность
Содержание:
- Как развивать креативность
- Ассоциативные упражнения для развития креативности
- Возрастные особенности
- Этап первый. Физическое восстановление
- План обучения
- Этапы развития креативного мышления
- Основные компоненты креативности
- Критерии креативности по Торренсу
- Суть креативности
- «Как люди думают». Дмитрий Чернышев
- Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений
- Что еще почитать о дизайн-мышлении
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..
Ассоциативные упражнения для развития креативности
Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Чтобы создать что-то оригинальное, не нужно изобретать велосипед. Следует только найти новые связи между уже имеющимися компонентами. В этом случае лучшие помощники это ассоциации.
Задание 1. Всем известный прием создания новых применений для обычного предмета. Обычно предлагают найти нестандартные применения шариковой ручки или карандаша. Попробуйте поиграть с предметами, которые окружают вас каждый день. Например, книги можно не только читать, но и сделать из них тайник или элемент декора.
Задание 2. Для этого упражнения вам понадобится книга, словарь или просто журнал. Откройте любую страницу и выберете случайное слово. Запишите его. Сделайте то же самое еще раз. Подберите ассоциации к словам и попробуйте найти закономерность или отдаленную связь между ними. Можете придумать небольшой рассказ с ними или расшифровать каждое, как аббревиатуру. Для улучшения результата рекомендуется выполнять задание в паре или группе, чтобы услышать мнение других.
Возрастные особенности
Дошкольники
Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои. В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами. Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.
Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.
Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.
Начальная школа
С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:
- быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
- выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
- необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
- отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
- невнимательность на уроках.
Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.
В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий
Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.
Среднее и старшее звено
В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.
На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.
Этап первый. Физическое восстановление
Оптимальна легкая гимнастика. В каких случаях физическая подготовка особенно важна?
Утро. Еще не запущены многие биохимические процессы. Мозг функционирует на 30-50% мощности. (А если человек плохо спал, или присутствует хроническая усталость, то еще и настроение никудышнее. Что никак не подходит для творческих решений.)
Первый день после перерыва или снижения интенсивности работы (окончание периода отпусков, начало сезона, послеобеденное время).
Изменения в работе (ротации, слияния, новый проект/клиент) – работа с телом позволит снять спазмы и восстановить обменные процессы, а это крайне важно для максимального использования наших внутренних ресурсов
План обучения
Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.
Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.
Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.
Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.
После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления
Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре
Этих характеристик всего четыре.
Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
Этапы развития креативного мышления
Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?
- Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.
Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.
2. Этап «вторичной креативности» — осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.
Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.
Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.
Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.
Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.
Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.
Итак
Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие — это не страшно. Так бывает, и это нормально.
А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.
Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует…
Основные компоненты креативности
Креативность – сложное качество, в состав которого входят сразу несколько показателей. Они были выделены известным экспертом по креативности – американским психологом Эллисом Полом Торренсом. Чтобы понять, креативный ли вы человек, подумайте, в какой степени применимы к вам следующие характеристики личности.
Гибкость
Гибкость позволяет корректировать свои планы по ходу решения задачи, если что-то вдруг идет не так. Для гибкого человека не бывает безвыходных ситуаций. Он может приспособиться к любым условиям.
Беглость
Умение быстро генерировать большое количество идей. Пока одни люди мучительно размышляют и пытаются выдавить из себя хотя бы парочку оригинальных идей, человек, отличающийся беглостью ума, штампует их как на конвейере. Это ему удается благодаря отсутствию излишней внутренней цензуры. Он не подвергает свои идеи анализу на этапе их генерации.
Оригинальность
Умение посмотреть на объект или явление с непривычной точки зрения. Оригинальность позволяет выйти за рамки стандартных шаблонов и стереотипов, выдавая что-то принципиально новое. Необходимым условием развития оригинальности является внутренняя свобода и смелость. Без них невозможно бросить вызов общепринятым устоям.
Разработанность
Это умение доводить до ума свои инновационные идеи. Без этого качества все сгенерированные идеи, скорее всего, окажутся в мусорной корзине. Потому как зачастую они бывают оторванными от реальности и неспособными конкурировать с традиционными способами решения задач.
Сопротивление замыканию
Так Торренс называл постоянную открытость новому опыту, способность не зацикливаться на каком-то одном способе решения проблемы и применять максимальное количество вариантов.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Суть креативности
Что представляет собой креативность? По-другому это творческие способности, умение мыслить нестандартно, генерировать поток новых идей и решений. Креативность — это соединение интеллекта и воображения. Интеллект отвечает за наше логическое мышление, поиск информации, анализ, построение причинно-следственных связей и выводы. Воображение в свою очередь позволяет выходить за пределы привычного шаблонного мышления и найти совершенно новые пути решения тех или иных задач.
Уровень креативности, по словам американского психолога Эллиса Пол Торренса, можно определить по нескольким компонентам
При желании развить креативность и творческое мышление важно понимать на что направлены эти составляющие
- Беглость — умение придумать за короткий период времени как можно больше новых вариантов действий и решений. Чем больше вы сможете придумать идей на определенную тему, тем выше ваш уровень развития беглости.
- Гибкость — умение, при котором человек способен быстро выстроить цепочку между несвязными на первый взгляд явлениями, а также видеть проблемы со всех стороны и найти несколько разных решений.
- Оригинальность — умение действовать нестандартно, придумывать экстравагантные идеи для обычных задач. Такое умение помогает не только внести что-то новое в рутинные действия, но и с легкостью находить выход в непривычных ситуациях.
- Разработанность — умение не просто создать общую концепцию идеи, а детально проработать ее. Разработанность присуща людям в сфере конструирования, проектирования, дизайна.
- Сопротивление замыканию — умение не останавливаться на достигнутом. Даже если кажется, что вся необходимая информация имеется, данное умение подстегивает к поиску нового. Сопротивление замыканию одно из главных умение для расширения кругозора.
В настоящее время креативное мышление считается особенно ценным качеством. Человек, умеющий нестандартно мыслить, легко обучается новым обязанностям и не боится принимать смелые решения.
«Как люди думают». Дмитрий Чернышев
Книга на Ozon.ru
Если понаблюдать за детьми во дворе, то можно заметить, что им быстро надоедает просто бегать по полю с мячом. Вот в футбол играть не надоедает, ведь футбол — это игра, а в играх самое главное — ограничения. Именно они создают интерес и заставляют нас искать новые идеи.
Если вы часто рисуете логотипы, то задайте себе ограничение: пусть в работе не будет квадратных форм. Если не придумывается слоган, попробуйте обойтись без буквы «т». Ограничения мгновенно запускают поток новых идей.
В книге «Как люди думают» собраны десятки похожих методик: они помогают встряхнуть собственное мышление и выйти за границы стереотипов с минимальными усилиями. Стоит прочитать, если нужны простые рецепты для придумывания идей.
Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений
Тренажер креатива для взрослых
Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так и взрослым.
Ассоциации
Это
упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом
придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова
«попугай», «кресло», «фарш», «река».
Критерий
№1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а
река – нет.
Критерий
№2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.
Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.
Более сложные варианты ассоциаций
- Нужно составить список из 5 слов, а
потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее. - Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом
разделить их на два столбца по одному из признаков. - Составить оглавление будущей статьи из
трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова
случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления.
Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия
преступления.
Вопросы
Метод
вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все:
опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой
человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:
- Отчего именно так, а не по-другому?
Поможет докопаться до сути, понять мотивацию. - Почему бы и нет? Помогает раскрыть
запреты, ограничения на пороге к позитивному. - А если? Помогает расширить кругозор,
уйти от избитых истин.
Максимум возможностей
Иногда,
если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На
этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты
исчезают в зародыше. Задача – снять этот
барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно
просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно
того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а
затем уже переходить к серьезным
задачам.
- Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
- Найти 100 способов, как озаглавить текст.
Ментальные карты
Составление
ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации.
Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а
потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:
- Взять чистые листы А4, разноцветные
фломастеры и карандаши. - Бумагу положить горизонтально.
- В центре нужно в виде какого-то знака
изобразить волнующий вопрос. - Провести от этого знака лучи в виде
линий. Лучей должно быть много, не менее 10. - На каждой линии написать основные
способы решения, идеи. - К каждому лучу нужно добавить
ассоциативные слова и понятия. - Оценить результат, попытаться найти
новые взаимосвязи. - Проанализировать картину в целостности,
соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения. - Ненужное зачеркнуть.
6 слов
Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.
Что еще почитать о дизайн-мышлении
Автор — CEO компании IDEO — объясняет, как сделать дизайн частью бизнес-стратегии и максимально использовать его возможности на всех этапах создания продуктов и услуг в разных сферах.
«Дизайн привычных вещей», Дон Норман.
Книга о дизайне для недизайнеров, технических специалистов и простых людей. Автор рассказывает, как из привычных вещей создавать приятные, понятные и удобные продукты.
«Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров», Жанна Лидтка, Тим Огилви.
Авторы рассказывают, как объединить дизайнерский и традиционный деловой подход, чтобы творчески решать бизнес-задачи.
«Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс.
Практическое пособие по созданию продуктов с помощью дизайн-мышления. В нем собраны инструменты и методики, проверенные на практике крупными корпорациями.
«Придумай. Сделай. Сломай. Повтори», Мартин Томич, Кара Ригли.
Сборник приемов и инструментов дизайн-мышления. Эксперты сопровождают все техники простыми и понятными практическими упражнениями, которые помогут усвоить материал.