Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти

Краткая история мнемоники.

Говорят, что мнемотехникой пользовались еще древние египтяне, индейцы майя. Но письменных доказательств и официальной даты возникновения искусства запоминания нет. Одни ученые считают изобретателем мнемоники греческого поэта Симонида, жившего в 556-468 годах до н. э. Другие официальной датой зарождения мнемоники считают 86 год до Рождества Христова, которым датируется первая сохранившаяся письменная работа.

Точно установлено, что мнемоника всегда была тесно связана с риторикой или ораторским мастерством. Ведь ни один оратор или политический деятель не выступал перед слушателями с конспектом в руках. Зато от умения произносить пылкие, длинные речи часто зависела не только его популярность, но и жизнь.

Целые мнемонические системы есть в трудах римского оратора и полководца Цицерона. Актуальными сегодня остаются другие, сформулированные Цицероном техники сегодня все также актуальны. Но все они более подходят для людей с визуальным мышлением, так как используют для запоминания зрительные коды.

Основоположником альтернативной мнемонической техники считают римского оратора Квинтилиана – автора самого известного учебника по риторике того времени. Он предлагает более простые методы запоминания, которые базируются на «тщательном и прилежном заучивании чего-либо». Предложенные Квинтилианом советы схожи с современными научными методами: сосредоточьтесь, успокойтесь, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом.

В средневековые и более поздние времена многие ученые разъезжали по Европе, предлагали научить людей так называемой memoria technica. Самые известные: итальянский философ Джордано Бруно, французский логик Петр Рамус. Разные мнемотехники использовали легендарные исторические личности: Наполеон, Юлий Цезарь, Теодор Рузвельт, Никола Тесла.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мозг человека, оперируя информацией, по большому счету, делает это одинаково, независимо от того, образ это реальных объектов или выдуманный. Это очень важный принцип, позволяющий нам использовать ассоциации для того, чтобы запоминать информацию.

Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.

Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники. Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение. Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память»), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга, в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

Мыслим картинками и звуками: яркие образы

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить. Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

<<Форма демодоступа>>

Мнемотехника для детей

Мнемотехника для детей предполагает использование заметно более простых приемов, адекватных их возрасту. Так, мы все помним, как детей обучат русскому, а затем иностранному языку с помощью картинок. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, на картинке рисуют и букву, и животное, название которого начинается с этой буквы. Есть и другие приемы мнемотехники, пригодные для младшего возраста.

Приемы мнемотехники для детей:

  • Картинки – для запоминания отдельных слов (cat – кот, dog – собака).
  • Мнемодорожка – для запоминания логической последовательности действий (носки, футболка, брюки, ботинки, куртка – как одеваться на прогулку).
  • Мнемоквадрат – для объяснения сути какого-либо понятия (например, гороскоп с 12 знаками зодиака).
  • Мнемосхемы – для изучения пословиц (удочка, пруд, зачеркнутая рыба – без труда не выловишь и рыбу из пруда).

Педагог Наталья Василишин рекомендует заниматься с ребенком и объяснять ему схемы и картинки только тогда, когда тот не голоден, не хочет спать и не занят чем-то другим . Не следует торопить малыша, если он задумался, и ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он чего-то не понимает

Важно не количество знаний, которое вам удастся внедрить в голову ребенка за один заход, а настроение, с которым малыш будет познавать все новое

Если вам удастся создать у маленького человечка нужную ассоциацию с новыми знаниями как с чем-то увлекательным, радостным и захватывающим, у вас не будет проблем с его учебой в будущем. Ребенок сам с удовольствием, когда подойдет время, будет читать книги, изобретать новые сооружения из деталей конструктора, осваивать новые упражнения в выбранном виде спорта и т.д.

И, да, это поможет развить образное и ассоциативное мышление, и ребенок будет быстро запоминать новых знакомых, учителей и воспитателей в садике, школе, спортивной секции, творческой студии. Кстати, вы теперь понимаете, почему воспитательница детского садика может запомнить 40 человек за 2 дня, помнить персонажей всех сказок, написанных за последние 150 лет и нарисовать по памяти любого из них? Вы тоже так сможете после нашего курса «Мнемотехники», а пока предлагаем пройтись по некоторым тезисам статьи проверочным тестом.

Советы по использованию мнемотехники

Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные

Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку

Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.

Чем является мнемотехника

По своей сути, это набор проверенных и действенных инструментов, работающих на психологическом уровне,  помощью которых можно запомнить и воссоздать намного больше информации, чем способен среднестатистический человек за то же самое время. В подавляющем большинстве случаев, приемы направленны на оптимизацию процесса кодирования информации, что позволяет сделать ее компактной, структурированной и удобной для хранения. В результате такой прием расширяет количество исходной информации, способной поместиться в оперативной памяти человека, кроме того, структурированы определенным образом данные легко декодируются и воссоздаются в памяти при необходимости.

Имея в арсенале необходимые знания приемов мнемоники, и обладая определенным опытом их использования, субъект значительным образом расширяет свои возможности в запоминании данных, концентрации, их анализе и длительном хранении при необходимости. Как и в процессе интенсивной тренировки памяти, мнемотехники задействуют различные области головного мозга, чем стимулируют более активную мыслительную деятельность, а в итоге и эффективность.

Подытожив вышенаписанное, можно еще раз сделать акцент на том, что мнемоника – это не специальная тренировка памяти или разработанный курс действий, а просто набор эффективных, рабочих инструментов, которыми нужно научиться пользоваться и применять х соответственно необходимости, вдумчиво и уместно. Также нужно заметит, что не для всех одинаково подходят те или иные инструменты, и в зависимости от типа мышления и его развития, каждый индивидуально подбирает приемы для своего личного арсенала. То же касается и используемых образов для кодирования данных: для кого-то больше работают реальные, а кому-то необходимы абстрактные, не из реального мира. Все познается путем индивидуальных практических занятий на тренажерах или выполняя специальные задачи для практики.

Онлайн курс Мнемотехника

Новинка от уже полюбившихся всем интеллект тренажеров «Викиум» —

Занимайтесь понемногу каждый день дома, по пути на работу или на учебу и везде, где есть доступ в Интернет.

Получите полезные навыки:

  • Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
  • Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
  • Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
  • Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
  • Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах

В программе курса:

  1. 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
  2. Набор техник для запоминания информации
  3. Тест в начале курса и по завершению
  4. Распланированная программа для развития памяти

Как она действует

Итак, мнемотехника – что это? Это система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное – периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной тренировки. Мозг должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации – основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Метод Цицерона

Это мнемотехническая классика, о которой слышали очень многие. Суть метода проста – нужно представить маршрут, где на опорных образах размещается необходимая информация. Например, на дороге есть автобусная остановка, цветочный ларек, пешеходный переход, подземный переход. Каждый из созданных образов нужно прикреплять последовательно на каждом из этих объектов.

Например, словами маршрут по методу Цицерона, с помощью которого заучивался список покупок, можно описать так: на крыше автобусной остановки лежит огромная буханка хлеба, возле цветочного ларька стоит гигантская бутылка с водой, на пешеходном переходе вместо человека стоит банка с консервами. И так далее.

Настоятельно рекомендуется для метода Цицерона использовать тот маршрут, по которому вы ходите каждый день. Тогда проходя мимо этих объектов, вы автоматически будете вспоминать нужную информацию, и не так сложно будет ее повторять.

Правила проведения занятий

Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу.

Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями.
Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц.
Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее.
Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи

Завтра ― сказку, диких животных и т.д.
Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Метод Цицерона

Этот метод также называют «римской комнатой», «метод мест» или «дворец памяти». Если смотрел сериал «Шерлок Холмс» от BBC, то точно помнишь, как Шерлок входил в «чертоги разума». Так вот, это всё тот же метод Цицерона. Суть этой техники заключается в создании воображаемого пространства, где ты можешь мысленно перемещаться и вспоминать необходимые детали. За основу бери хорошо знакомое тебе место: дом, комнату, класс. Найти в этом пространстве какой-либо предмет и свяжи с новой информацией. Например, компьютер можешь ассоциировать с новой формулой или датой.

На первый взгляд может показаться, что использовать эти техники сложно. На самом деле, используя их, ты заметишь, насколько проще будет запоминать новую информацию. Кстати, на уроках Адукар преподаватели часто используют эти техники, чтобы ученики проще и быстрее усваивали правила и формулы.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Мнемоника: что это и кому она нужна?

Мнемотехника представляет собой набор специальных техник по запоминанию информации. Это слово имеет древнегреческие корни, т.е. искусство запоминания интересовало людей очень много лет назад. В частности, всем известные публичные выступления древнегреческих ораторов, породившие науку риторику, порой длились не один час. Каким же образом философы, политики и другие общественные деятели держали у себя в голове столько информации? Мнемотехника – вот ключ к этой загадке .

В методическом арсенале мнемоники присутствуют самые различные средства запоминания: визуализация, аудиальное, кинестетическое представление, модификации, связывания и упрощения, т.е. все, что помогает построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией. Обычно к упражнениям по мнемотехнике прибегают самые разные категории взрослых, в частности:

  • люди, изучающие иностранные языки;
  • студенты, которым нужно запомнить большой массив знаний при обучении;
  • работники, деятельность которых связана с цифрами, статистикой;
  • ученые, пытающиеся запомнить как можно больше информации, связать ее;
  • врачи, которые должны помнить истории болезней своих пациентов, свои назначения;
  • программисты, учитывающие все детали при работе;
  • люди, просто страдающие забывчивостью и т.д.

Как можно видеть, необходимость в изучении упражнений по мнемотехнике присутствует в самых разных профессиях. Но, по сути, данные упражнения станут полезными для любого взрослого, т.к. навык запоминания не может быть лишним даже с учетом наших повседневных привычек, когда нам нужно купить несколько видов продуктов, заехать в несколько мест, запомнить имена новых людей при знакомстве, т.е. мнемоника полезна для каждого.

А прежде чем перейти к конкретным упражнениям по развитию памяти взрослых, хотим посоветовать нашу-онлайн программу «Мнемотехники», где за 5 недель вы научитесь правильно и надолго запоминать имена, лица, адреса, дни рождения и много другой информации. Специальные онлайн-тренажеры и интересные практики облегчат вам процесс образования, если вы учитесь в образовательном учреждении либо проходите обучение на работе.

Давайте же теперь рассмотрим упражнения на память для начинающих взрослых.

Мнемотехника: методы и приемы для начинающих

Умение ярко, детально и четко представлять образы – ключевой прием мнемотехники, которому следует научиться.
Разберем несколько техник для запоминания разных типов информации:

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

С этим приёмом каждый из нас знакомился в детстве, запоминая все цвета радуги с помощью считалочки про
охотника и фазана.

Рифмизация

Обращали внимание, что стихи запоминать намного легче, чем прозу? Ритм и рифма — один из приёмов лёгкого
запоминания. Поэтому некоторые правила ПДД рифмуют (“Если жезл смотрит влево, поезжай как королева”), а про
неправильные английские глаголы читают рэп

Созвучные слова

Иностранные слова на уроке продвинутые педагоги все чаще стараются загрузить в память учеников с помощью
созвучных слов. Например, “муха” переводится как fly . Чтобы запомнить это навсегда, подберите
созвучное слово на русском, например “флаер” или “флаг”. А теперь соедините два образа, представив огромную
муху, раздающую флаеры возле метро или размахивающую флагом. Как этот метод позволяет учить и повторять до
100 слов за час, смотрите в коротком видео-уроке.

Этот метод годится для запоминания парной информации, например, страны и ее столицы, имени и фамилии, слова и
его значения. Чтобы метод сработал, информацию нужно закодировать. Чтобы запомнить имя и отчество нового
знакомого (например, Михаил Петрович), представьте медведя, который тащит огромный камень (Петр, в переводе
с греческого, означает камень/скала). 

Цепочки

Для запоминания целого списка (ингредиентов, участников, задач и т.д..) требуется освоить метод “цепочек” –
последовательного соединения образов. Например, чтобы запомнить рецепт идеального бисквита (4 яйца, стакан
сахара, стакан муки, разрыхлитель), представьте себе как 4 яйца, взявшись за руки, прыгают со стакана в
кубики сахара, поднимая своей возней клубы мучной пыли, оседающей на стакан. Муку рыхлят граблями, оставляя
на ней бороздки. Подобные странные истории имеют обыкновение намертво врезаться в память.

Пространственная привязка

Каждый спикер, часто выступающий перед аудиторией, использует этот приём, чтобы запомнить свою речь назубок.
Суть в том, что оратор “привязывает” отдельные пункты плана к различным предметам интерьера своей
комнаты/кухни (любого хорошо известного места). Он буквально “вешает” тезисы на шкафы, тумбы, столы, окна и
т.д. Вспоминая само помещение и места привязки по порядку, спикер с легкостью перескакивает с одной темы на
другую, не забывая ни один из пунктов. Например, разместив учебник истории в ближайшей розетке, он понимает,
что следующий тезис — историческая справка. Этот прием называют по-разному: метод лоций, метод Цицерона и,
пожалуй, самый известный по кинематографу — дворец памяти.

Запоминание цифр

Для запоминания цифр тоже есть отдельный секрет: превращая числа в картинки (подбирая ассоциации), и опытный,
и начинающий мнемонист сможет держать в голове большую последовательность чисел. Пусть 2 будет лебедем, а 11
– лыжными палками. Получается, число 211 можно запомнить, представив лебедя, бегущего с лыжными палками,
зажатыми в крыльях. Если продолжить историю с лебедем, присоединив к ней другие числа-картинки, можно
запоминать телефоны, номера документов и банковских карт. 

Более опытный мнемонист, конечно, прибегнет к численно-буквенному коду. Это метод, позволяющий держать в
голове постоянные образы на числа от 1 до 100. Например, 12 — это клоун, 42 — челюсть. Таким образом, дату
ледового побоища (1242 год) можно представить как клоуна на льду с огромной челюстью, которая отвисла до
пола и мешает ему выступать. 

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector