Ораторское мастерство и искусство речи: самоучитель как стать оратором

Ораторство в жизни

Навык публичной речи – это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.

В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться.

Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь.

Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения. В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще.

Культура речи. Л. А. Введенская

Ещё один учебник, который мы представляем вашему вниманию. Он написан в соответствии с образовательной программой для университетов. Основной целью это учебника является обучение навыкам бытовой и деловой коммуникации, расширение представления о русском языке и его возможностях, знакомство с особенностями звучащей речи, невербальными средствами общения, ораторским искусством и мастерством полемики, обучение правилам речевого этикета. Материал рассчитан на студентов ВУЗов, учащихся гимназий и лицеев, а также менеджеров, бизнесменов, политиков, руководителей и всех тех, чья деятельность связана с публичными выступлениями, и кто просто интересуется вопросами ораторского искусства.

Как мы можем увидеть, теме ораторского искусства, риторики и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация, необходимая к изучению

Это говорит о важности того, как важно иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями. И это действительно важно

Но, наряду с этим, нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая также играет важнейшую роль.

Поэтому, изучайте книги по ораторскому мастерству и впитываете новые знания, но помните, что все эти знания нужно непременно подтверждать опытным путём. Так что, используйте всё, что вы узнаёте, в своей повседневной жизни.

Мы желаем вам успехов в освоении навыков ораторского искусства!

Тренер оратора

Подобное приложение позволяет улучшить дикцию, натренировать голос и разобраться с техниками, помогающими подготовиться к выступлению.

Тренер оратора имеет следующие особенности:

  1. В наличии есть тексты для тренировки голоса и дикции.
  2. Диктофон и наушники, чтобы слушать себя в режиме реального времени.
  3. На страницах приложения представлена теория всех аспектов ораторского искусства.
  4. Упражнения для дыхания позволят устранить стресс и правильно настроить организм.
  5. Тренировка «монофоны» представляет стихи и тексты, начинающиеся на одну букву. Подобные упражнения помогут улучшить произношение некоторых звуков.

Стоит отметить следующие возможности программы:

  1. Тренировка голоса.
  2. Улучшение дикции.
  3. Умение управлять голосовыми обертонами.
  4. Освоение техник, необходимых при подготовке к выступлению.

Для тренировок применяется диктофон.  С его помощью нужно записывать подготовленную речь, а затем выполнять коррекцию.  В приложении есть все необходимое для самостоятельной тренировки. Предусмотрены специально выбранные тексты для работы с голосом и дикцией. В наличии диктофон, которым несложно управлять. Можно применить наушники. Это позволит слышать себя в реальном времени.

Многие техники созданы на основе гимнастики Стрельниковой.  Предусмотрена тренировка языка, губ и развитие челюсти. Усовершенствовать произношение помогут логопедические упражнения, техники и скороговорки. Для тренировки применяется диктофон. Речь наговаривается на диктофон, что позволяет корректировать звучание голоса. Приложение можно использовать для решения таких задач, как изменение высоты голоса, тембра и его силы. Тренер совместим с iPod, Touch iPhone 5, iPad. Предусмотрена версия для Android.

Данный сервис позволит получить необходимые навыки в сфере ораторского искусства. С помощью приложения можно получить дополнительное образование без особых трудностей.

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве, первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги — популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Немного истории

Ораторское искусство, известное в наши дни, появилось еще в Древней Греции. Хотя его история началась гораздо раньше. Но именно современники Эллады придавали этому огромное значение и даже создали науку, обучающую такому мастерству.

Для постановки речи ораторы древности применяли всевозможные приемы. В основе мастерства красноречия лежат принципы эффективности выступлений и убеждения. Этому искусству Аристотель посвятил свои труды «Риторика», которые известны во всем мире. Он полагал, что успех выступления определяет характер выступающего, его слушатели и особенности речи. Главными достоинствами речи он считал благозвучие и ее ясность. А на качество доклада влияет стиль выступления, аргументы и богатство языка.  В истории остались такие имена великих ораторов – Перикла, Фомы Аквинского, Горгия и Демосфена.

Римляне умело использовали науку, созданную греками. Во 2-ом веке до нашей эры на территории республики были гуманитарные школы, в которых готовили будущих политиков. Классические дисциплины делились на такие этапы:

  1. Изучение классической литературы.
  2. Грамотное письмо.
  3. Изучение красноречия и сочинение речей.

Об изучении ораторского мастерства в те времена написал Марк Квинтилиан в своем произведении «Риторические наставления». Он был учителем и известным судебным адвокатом. Квинтиллиан занимался изучением качеств, которыми должен обладать оратор. В своих книгах он дает конкретные рекомендации, как улучшить речь, проработать мимику и освоить логику. Выдающимся теоретиком ораторского искусства был Марк Цицерон. Его речи поражали своей логичностью и правильно подобранной аргументацией.

Достижения античных времен применяли и ораторы в средневековые времена. К известным ораторам тех времен относится Фома Аквинский, Пьер Абеляр и Мартин Лютер. Для развития ораторского искусства в России много сделал М. Ломоносов. Благодаря ему, появились учебные заведения с обучением на русском языке. Многие писатели являлись и великолепными ораторами. Это Белинский, Салтыков – Щедрин и Герцен.

Появлению особого русского стиля способствовали выступления судебных деятелей 19-го столетия – Плевако, Арсеньева и Кони.

Ораторское искусство в современном обществе

Добиться небывалых успехов в современном мире поможет овладение ораторским искусством. В настоящий момент разработано много методик и книг по ораторскому искусству. Поможет начинающему оратору в написании речи и подготовки к выступлению книга «101 совет оратору» и система Станиславского для оратора. Автор книги «101 совет оратору» Радислав Гандапас известен тренингами по ораторскому искусству. В книге содержатся практические советы начинающим авторам по проведению выступления на публике.

В Лондоне, например, до сих пор существует Уголок ораторов. Уголок для ораторов находится на площадке Гайд-парка в Лондоне, где каждый желающий может высказаться на публику, провести анализ выступлений других или потренировать навыки.

Образовался Уголок в 1872 году во время беспорядков в Лондоне, протеста рабочих и стал символом свободы слова. Уголок ораторов посещали Карл Маркс, В. В. Ленин и другие народные деятели бывшие в Лондоне, он имеет богатую политическую историю. До сих пор в Лондоне не заканчиваются речи, их слушают туристы или местные жители.

Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

Секреты ораторского искусства

Преподносить речь так, чтобы аудитория не только ее запомнила, но и приятно провела время и стремилась после выступления передать слова оратора всем вокруг

Ораторское мастерство и искусство речи не имеют четких правил, которые необходимо заучивать, для публичной речи важно соблюдать последовательность

Необходимая последовательная структура ораторской речи:

введение (здесь важно найти внимание слушателя, привлечь его интерес);
главная идея выступления;
центральная часть речи (здесь открываются главные тезисы и пункты);
заключение (вывод речи, подведение итогов).

Искусство оратора, главным образом, состоит в том, чтобы найти контакт с аудиторией. Основы красноречия, некоторые эффективные приемы, лучше всего перенимать у ораторов, имеющих большой опыт в выступлениях.

Публичное выступление требует не только знания правильного построения речи, но и других ценных качеств лектора:

знания и умения – прежде всего, оратор должен быть развит интеллектуально, иметь широкий кругозор и уметь поддерживать множество тем для разговора, уметь грамотно отвечать на вопросы;
важным пунктом в умении красиво говорить является практика;
психологическая подготовленность оратора (он не должен бояться провала или неудачного выступления, должен обладать собой и не выводиться на провокации публики);
важно понимать психотип своей аудитории, чтобы уметь сразу произвести на нее впечатление. Все должно быть уместным и подходящим к теме выступления.. Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты:

Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты:

  1. постоянно менять темп речи, уместным будет замедлять ее при подходе к какой-то ключевой идее;
  2. делать паузы (известный всем прием привлечения внимания);
  3. менять интонацию речи и тон.

Нельзя читать предложения с бумаги, слушатель может сделать вывод, что лектор не компетентен и не знает того, о чем пытается им рассказать.

Кому пригодятся курсы

Есть мнение, что риторика нужна только тем, кто собирается связать жизнь с театром. В крайнем случае будущим киноактерам. Но уроки пойдут на пользу не только будущим актерам. 

Освоение тонкостей ораторского искусства пригодится:

руководителям, четкая, выразительная речь сделает поощрительные речи приятнее, а назидательные — убедительнее;

менеджерам по персоналу, даже если они не ведут дела с работниками лично, а по переписке, никогда не помешает связная письменная речь, способность точно сформулировать мысль;

терапевтам пригодится даваемая ораторским искусством привычка формулировать то, что нужно сказать кратко и максимально понятно для собеседника, без общих фраз, но с необходимой долей эмоциональности;

любителям быть в центре внимания все время такие занятия дадут навык красочно рассказать о любом событии, описать любой предмет так, что их будут слушать бесконечно;

миссионерам и проповедникам стоило бы внести курс ораторского мастерства в обязательную программу обучения, ведь их успех зависит от того, насколько речь будет эмоциональной, убедительной и удерживающей внимание.

Нет такой области, где не пригодилась бы риторика

В жизни или профессиональной деятельности, в личных отношениях или деловых — умение красиво и точно донести до собеседника мысль занимает важное место в списке навыков

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано

Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно — церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Паузы оратора

Самая больная тема с новичками.

Когда я рассказываю, что это полезно – мне верят. Но когда дело доходит до практики – начинают сопротивляться. К тому же, приводят доводы весьма аргументировано.

И в книгах часто пишут. Паузы делать нужно. Но делать их – не нужно. Чтобы не было «зависаний». Чтобы публика не подумала, будто бы вы не знаете.

Так делать новичкам паузы или нет?

  • Если делать – то где?
  • Если делать – то как?
  • А не покажется ли это наигранным?
  • А не покажется ли это неестественным?

Так?

А вот если не делать паузы – никаких проблем не возникает!

Обращаю внимание на этот текст, который вы читаете. В этом тексте есть запятые, тире, точки

Это — знаки препинания. В устной речи знаки препинания – паузы.

Запятые – маленькие паузы. Тире – большие паузы. Точка между предложениями – тоже большая пауза. Точка перед следующим абзацем – огромная пауза. Так?

Делать!

Как?

Сначала тренироваться, потом – использовать.

Что еще можно добавить?

О программе

Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО совместно с лабораторией актерского мастерства REFORMA lab представляет новый проект «Ораторская школа МГИМО» и объявляет набор на программу повышения квалификации «Ораторское мастерство и искусство речи».

История помнит случаи, когда ударная речь государственных лидеров останавливала войны.

Сегодня мы живем в on-line мире, где общественность мгновенно реагирует на дипломатическое слово, интонацию, жест, ретранслируя эмоции в киберпространство. А значит и к международным менеджерам предъявляются повышенные требования

Нужно не только профессионально выполнять свой долг, быть всесторонне развитым человеком и патриотом, но и уметь быстро концентрировать внимание, управлять эмоциями и реакциями, свободно чувствовать себя в публичных ситуациях, быть убедительным, вызывать симпатии, демонстрировать искренность и коммуникабельность, излучать силу, уверенность и оптимизм, и наконец, выглядеть и ощущать себя харизматическим лидером

В основе программы Ораторской школы МГИМО – эксклюзивная методика, адаптированная под потребности международных менеджеров, объединяющая необходимые ресурсы театральной классической школы, лучших специалистов по ораторскому мастерству и инновационные технологии эффективных коммуникаций. Настоящая методика – проверенная альтернатива множеству курсов по подготовке успешных спикеров и переговорщиков.

Программа обучения направлена на формирование у участников знаний, умений и навыков в области коммуникаций – развитие базовых качеств успешного спикера, в том числе, раскрепощение личности и снятие зажимов, самопрезентация, подготовка к публичным выступлениям, ведение эффективных переговоров, совершенствование голосовых и речевых данных, а также пластической выразительности для успешной адаптации в различных ситуациях, в любом социокультурном пространстве, формирование образа харизматического лидера, реализация полученных компетенций в своей профессиональной деятельности.

Одним из стратегических направлений деятельности Школы является международное партнерство

Выпускникам МГИМО важно находиться в постоянном взаимодействии с международной культурой, поэтому в преподавательский состав Ораторской школы МГИМО помимо лучших отечественных педагогов и тренеров входят зарубежные звезды — учредитель собственной актерской школы в Голливуде Джейкоб Майклосон, известный французский писатель, философ и композитор Венсан Сеспедес и другие. Тренинг Венсана Сеспедеса «Амбиции, которые повернут социально устроенное общество в сторону настоящей человеческой мечты» — сегодня один из самых популярных в Европе

Выпускники программы получат самые современные знания и навыки, индивидуальный подход, удостоверение о повышении квалификации МГИМО, а также новые полезные и интересные контакты.

Бонусом для участников программы станет осознание механизма внутренней свободы и умение им пользоваться как для совершенствования себя в профессии (например, для самопозиционирования), так и для реализации творческих способностей в частной жизни.

Спектр программы Ораторской школы МГИМО представлен несколькими направлениями:

  • Ораторское искусство
  • Техника речи
  • Логика речи
  • Пластическая выразительность
  • Биомеханика
  • Актерское мастерство

Формат занятий: лекции, тренинги, мастер-классы, творческие встречи.

Численность группы: не более 15 человек.

Видео уроки для самообучения

Обучение может проходить по-разному. Большой популярностью с появлением в каждом доме интернета стали пользоваться видео уроки. Фактически они ничем не отличаются от прослушивания лекции на семинаре или тренинге для улучшения риторики – разве что нельзя задать преподавателю вопрос.

Видео могут быть бесплатными или платными. Бесплатными можно свободно находить, просматривать и скачивать в сети. На них дается информация, касающаяся риторики, рассматриваются наиболее известные упражнения по ее улучшению. Платные уроки можно найти на сайтах преподавателей риторики либо обратившись к ним лично.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

  • упражнения напротив зеркала;
  • упражнения с диктофоном;
  • самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Смотря на себя в зеркало, каждый заметит волнение и суету, которые мы сами не замечаем, но которые видны тем, кто слушает публичное выступление. Эффективно и записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

Упражнения с диктофоном позволят понять темп речи, услышать заминки и употребление слов-паразитов. Во время речи мы не замечаем этого, а диктофон позволяет прослушать собственный монолог с точки зрения слушателя.

На видео уроках в интернете рассказывается и о других приемах, которые можно и применять для того, чтобы стать опытным оратором. Путь к этому займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами, партнерами и близкими без стеснения, волнения, мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет

Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет и в бизнесе, и в учебе, и в личных отношениях.

Пример, подобность и сравнение

Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти. Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это — очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации. Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления

Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Личность оратора и навыки красноречия

Русский мыслитель и ученный М.В.Ломоносов видел в ораторе человека остроумного, красноречивого, обладающего феноменальной памятью. Красноречивый оратор должен быть интеллектуально подкованным, грамотным, запоминающимся, обладать логической и образной памятью, разносторонним мышлением.

Харизматичный оратор предполагает наличие врожденных способностей к ораторскому искусству. Врожденный дар к красноречию вытекает из особенности строения нервной системы и работы головного мозга.

Для публичного выступления оратору понадобится наличие специальных навыков. Они имеют большое значение и делятся на основные и приобретенные.

  • Основные навыки оратора состоят из изучения специальной литературы, умения провести анализ выступления, написания речи, и знание такой науки, как риторика.
  • Приобретенные навыки состоят из подготовки к выступлению, ответов на вопросы аудитории, убедительности слов, установлению связи с аудиторией, анализа выступления.

Развить навыки красноречия поможет чтение литературы по ораторскому искусству, тренировка речи, анализ выступлений на сцене людей. Еще в свое время Цицерон изрек, что поэтами рождаются, ораторами становятся.

Добьется успехов в ораторском искусстве человек, сочетающий следующие качества характера и способности:

  1. Внимательность;

Поможет правильно оценить происходящие события, эмоциональный настрой аудитории, для правильного и своевременного реагирования на нее.

  1. Правильное рациональное мышление;

Поможет оратору мыслить в соответствии с законами логики, внимательно проанализировав информацию, воспроизводить монолог грамотно и последовательно, проводить анализ речи.

  1. Самостоятельность;

Оратор должен критично относиться к полученной информации, иметь собственное мнение, независимое от настроения окружающих.

  1. Приятная речь;

Речь, произнесенная скучно не заинтересует аудиторию. Она должна быть хорошего качества, слова грамотно построены, приятной на слух и волнительной.

  1. Присутствие эмоциональной нотки.

Сухой текст без «живого» слова только оттолкнет слушателя. Пламенный оратор знает, когда дополнить речь эмоциональным словом и «пустить» слезу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector